Как сэкономить авиаторам

Создать успешную авиадискаунтер в России мешает не только обязанность перевозчиков кормить пассажиров во время полета или принимать билеты обратно. Как выяснила McKinsey, гораздо важнее перевести в онлайн все продажи билетов и увеличить пропускную способность аэропортов и системы организации воздушного движения
М. Стулов
М. Стулов / Ведомости

В России нет авиаперевозчиков-дискаунтеров. Sky Express и «Авианова» обанкротились. Лоукостера хотел бы создать «Аэрофлот», но мешает законодательство. Нельзя брать с пассажира плату за провоз более 10 кг багажа, надо кормить его в полете, а также продавать невозвратные билеты, рассказывал в конце октября гендиректор компании Виталий Савельев президенту Владимиру Путину.

Но предложения Савельева проблемы не решат, говорится в исследовании McKinsey (есть у «Ведомостей»). Эксперты компании сравнили затраты «Аэрофлота» (взяты из открытых данных) с американскими компаниями. Оказалось, что они примерно соответствуют уровню у традиционных перевозчиков, но на треть выше, чем у дискаунтеров.

Чуть более четверти этой разницы (27%) можно было бы нивелировать при наличии альтернативных дешевых аэропортов, а также доступа к недорогим услугам по ремонту самолетов, пишет McKinsey. К примеру, лоукостеры из США обслуживают самолеты в Латинской Америке.

Но почти 60% разницы получается из-за недостаточно эффективной работы российских авиакомпаний.

Налет самолетов на 20–40% ниже, чем в США – 12–14 часов против 10 часов у «Аэрофлота». Партнер McKinsey Дмитрий Савицкий связывает это с существующей в России ситуацией с управлением воздушным движением: парк авиакомпаний постоянно пополняется, а система управления за бурным развитием не успевает. Кроме того, мало аэропортов способно отправить самолет в обратный рейс за 30 минут. А это обязательное условие деятельности лоукостера.

Кроме того, дискаунтеры устанавливают более легкие кресла и с меньшим расстоянием между ними. Поэтому при одинаковом парке (анализировались A-320) в салоне самолетов «Аэрофлота» 140 мест, а у американских компаний – 162. Итого у лоукостеров на каждое пассажирское кресло тратится порядка 6,6 цента, а у «Аэрофлота» – 9,6, отмечается в исследовании. Правда, бывший топ-менеджер А1, курировавший создание «Авиановы», Дмитрий Черняк указывает, что наиболее востребованные самолеты вместимостью более 160 кресел покупать невыгодно. Они по-прежнему облагаются таможенными пошлинами в размере 20%.

Также затраты дискаунтеров ниже за счет дистрибуции – более 90% билетов реализуется через собственный сайт авиакомпании. В то время как «Аэрофлот» платит агентскую комиссию, нанимает персонал для собственных офисов и тратится на аренду помещений.

«А это примерно 20% разницы в общих затратах», – говорит Савицкий. Источник в «Аэрофлоте» замечает, что авиакомпания продает через сайт 25% билетов.

За рубежом выше производительность труда. Это дает еще 10% экономии.

Но даже относительно низкие издержки не гарантируют прибыли лоукостерам. Помимо благоприятных внешних факторов необходима и целенаправленная, успешная маркетинговая программа, добавляет Савицкий. «Система лоукостера – это своего рода пирамида», – объясняет председатель совета директоров крупного российского аэропортового холдинга. По его словам, авиакомпании живут в основном за счет привлечения новых пассажиров и продажи билетов задолго до даты полета.

Источник в «Аэрофлоте» говорит, что авиакомпания и не собирается строить дискаунтера по своему подобию. Все современные инновации будут в ней применены, в итоге стоимость авиабилета будет примерно на 30% меньше, чем на аналогичном маршруте в «Аэрофлоте», обещает он. Но за дополнительный сервис придется доплатить, отмечает представитель авиакомпании.

Представитель «Ютэйр» указывает еще одну причину, по которой в России трудно создать лоукостера. Авиабилеты на внутренних направлениях в отличие от международных облагаются 18%-ным НДС.

Несмотря на все проблемы, с 2006 г. зарубежные лоукостеры уже летают в Россию и многие серьезно приглядываются к нашему рынку, сказал «Ведомостям» министр транспорта Максим Соколов. Конечно, нужно создавать для них максимально благоприятные условия и министерство уже готовит законодательные меры, говорит министр, но средств на все не хватает. Для лоукостеров прежде всего нужны аэродромы с более низкими тарифами, считает Соколов. Однако на данный момент первоочередная задача Минтранса другая, признает он: «Поддерживать надлежащее состояние существующих аэродромов, число которых за 15 лет сократилось с 1315 до 315».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).