Российских угольщиков снова ждет удачный год
Эксперты прогнозируют рост цен на уголь из-за сокращения экспорта АвстралиейНа долю Австралии приходится лишь пятая часть (22,8%) мировой добычи коксующегося угля – 215,1 млн т в 2017 г. Но низкие внутренние потребности позволяют направлять на экспорт 98% добычи, что выводит страну на первое место по этому показателю в мире. В 2017 г. на долю австралийского коксующегося угля пришлось 62% мировой торговли (210,8 млн т из 340 млн т, по данным АКРА). Внушительная доля рынка, занимаемая австралийскими производителями, делает их цены бенчмарком для остальных поставщиков.
На протяжении последних двух лет экспорт коксующегося угля из Австралии снижается. В 2016 г. он упал на 10%, напоминает директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. В том числе это было связано с серией наводнений, которые произошли в июне – сентябре 2016 г. Рост мировых цен на уголь с мая по октябрь того года составил 206,9% (с $83,7/т до $256,9/т), по данным АКРА. К началу 2017 г. котировки на уголь снизились. Но циклон «Дебби», обрушившийся в марте на северо-восточное побережье Австралии, вновь поднял их, на этот раз с $160/т в марте до $265/т в апреле (+65,6%). Экспорт угля Австралией за весь 2017 год снизился еще на 5%.
В 2018 г. цены на коксующийся уголь сохранятся на экстремально высоком уровне, уверен Халиков. В значительной степени причиной этого может стать продолжение сокращения экспорта из Австралии. По прогнозу Халикова, экспортные поставки из Квинсленда в 2018 г. могут снизиться еще на 20 млн т. «В 2017 г. из Квинсленда было экспортировано 210,8 млн т, сокращение в 2018 г. может составить 10% от этого показателя», – говорит Халиков. К марту 2018 г. сокращение экспорта из Квинсленда уже составило 2% по сравнению с показателями 2017 г., напоминает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Аналитик «Атона» Андрей Лобазов также считает снижение цен на уголь в 2018 г. маловероятным.
Основные причины уменьшения экспорта – технические неполадки в австралийских портах и снижение пропускной способности железнодорожных путей из-за реализации масштабной программы по их реконструкции, полагают эксперты. Кроме того, в Австралии реализуется ряд проектов по строительству новых железнодорожных путей. Это приведет еще к росту внутреннего потребления стали и, как следствие, коксующегося угля для ее производства. В 2018 г. в Австралии начнется строительство грузового железнодорожного коридора протяженностью 1710 км между Мельбурном, столицей штата Виктория, и Брисбеном, административным центром штата Квинсленд. Об этом писало издание «Железные дороги мира». О строительстве еще 160 км железнодорожных путей в Западной Австралии стало известно в январе 2017 г. «Металлоснабжение и сбыт» сообщала тогда, что новозеландская металлургическая компания Todd Corporation реализует в регионе железорудный проект, предполагающий строительство 160 км железной дороги от нового ГОКа до морского порта.
Для строительства 1000 км железнодорожных путей необходимо порядка 570 000 т стали и, соответственно, 300 000 т коксующегося угля, делится расчетами Худалов.
Больше всего коксующегося угля в мире производит Китай (562 млн т в 2017 г.), но собственного производства стране не хватает, КНР – крупнейший импортер угля в мире. Только за первые два месяца 2018 г. страна импортировала около 89 млн т, делится расчетами Худалов. Повышенный спрос КНР на коксующийся уголь связан в том числе с тем, что его собственное производство в Китае сейчас сокращено в рамках экологической программы. «Дальнейшая динамика рынка будет зависеть от того, насколько будет успешен перезапуск мощностей, остановленных в Китае на зимние месяцы», – считает Лобазов.
Возникающим дефицитом на рынке могут воспользоваться российские производители коксующегося угля, уверен Халиков. Крупнейшими производителями в России являются Evraz и «Мечел». На их долю в 2017 г. пришлось 26,5% (22,4 млн т) и 16,9% (14,3 млн т) российского производства соответственно. По данным Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в 2017 г. экспорт коксующегося угля из России составил 22,6 млн т. С 2015 г. этот показатель вырос почти на 25% (было 18,1 млн т).
Выручка угольного сегмента Evraz выросла в 2017 г. на 67% до $2,2 млрд. Такой рост стал возможен благодаря росту цен на уголь на 62,9% и повышению производительности труда в шахтах, говорится в годовом отчете компании. Выручка добывающего сегмента «Мечела» за девять месяцев 2017 г. составила 23,2 млрд руб., что на 16,8% выше показателей аналогичного периода 2016 г.