Вагит Алекперов запретил наследникам дробить долю в «Лукойле»
Бизнесмен контролирует 24,8% акций компании стоимостью более 800 млрд рублейВагит Алекперов создал «Лукойл» в 1992 г., с тех пор является его бессменным президентом и крупнейшим совладельцем – его семье принадлежит 24,8% акций компании. 23 марта он признался, что переживает за будущее компании и поэтому запретил наследникам дробить пакет. «Это уже оформлено на бумаге, в том числе в моем завещании, что пакет не может быть разделен или раздроблен», – сказал Алекперов. «Я даже не допускаю мысли, что наследники смогут распылить этот пакет акций, что приведет к каким-то непредсказуемым действиям», – добавил он.
В российском и зарубежном наследственном праве есть понятие «завещательный отказ», которое предполагает совершение наследником определенных действий как в отношении имущества, так и в отношении третьих лиц, говорит управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов: «Завещатель вправе обязать наследника совершить определенные действия в отношении наследственного имущества, в том числе через исполнителя завещания».
В 2015 г. Алекперов рассказал, что принадлежащие ему акции «Лукойла» будут переданы в специальный благотворительный фонд, а наследники не смогут распоряжаться ими напрямую, сообщало «РИА Новости». «Стабильность нашей компании будет обеспечена не только при моей жизни, но и после», – отмечал Алекперов.
В теории наследодатель может установить полный запрет на продажу акций, говорит Пахомов. Но в России это может толковаться судом как ущемление конституционного права распоряжаться собственностью. Зарубежное право в большей степени защищает волю наследодателя, указывает Пахомов.
Алекперову 67 лет, он занимает 6-е место в списке богатейших бизнесменов России от Forbes ($14,5 млрд). Жене бизнесмена Ларисе 60 лет, у нее 0,175% акций «Лукойла». Родная сестра Алекперова Нелли Алекперова возглавляет благотворительный фонд «Лукойла», ей принадлежит 0,00002% акций компании.
Сыну Алекперова Юсуфу 27 лет, он окончил РГУ нефти и газа им. Губкина и владеет 0,13% акций «Лукойла». Сам бизнесмен не раз говорил, что не рассматривает сына в качестве преемника. «Эта работа слишком сложная, чтобы завещать ее моему сыну», – сказал он в интервью Bloomberg TV. В пятницу он повторил это. «Кто будет преемником, вы узнаете. Я думаю о том, кто может возглавить и заменить меня. Но это не будут мои близкие родственники», – отметил Алекперов.
Вопрос баланса
«Лукойл» держится благодаря тому, что Алекперов может балансировать между разными интересами сильных групп, – говорит управляющий крупным инвестфондом. – После его ухода этот баланс может нарушиться». «Лукойл» вполне успешно может работать без Алекперова, считает трейдер крупного банка: «Но сначала нужно найти преемника, ввести в курс дела, познакомить с инвесторами». С ним соглашается инвестбанкир. «Многие думали, что «Магнит» без Сергея Галицкого немыслим», – напоминает он.
В «Лукойле» неплохо выстроенная система корпоративного управления, поэтому возможная смена президента компании и других топ-менеджеров не должна кардинально сказаться на стратегии, которая делала ставку на консерватизм, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «В условиях российского госкапитализма важно, чтобы новый руководитель смог выстроить эффективный диалог с властью – в плане рисков этот аспект является ключевым».
Второй после Алекперова крупный акционер «Лукойла» – вице-президент компании Леонид Федун (9,8%). Есть ли у него подобное требование к наследникам, неизвестно. Представитель «Лукойла» в воскресенье на запрос «Ведомостей» не ответил.
Последние годы менеджмент компании активно скупал акции. В результате в 2015 г. в их руках (с учетом квазиказначейского пакета) оказался контрольный пакет. При этом участники рынка не раз говорили об интересе «Роснефти» к «Лукойлу». «Мы не продаемся», а другого механизма смены акционеров нет, комментировал в прошлом году Алекперов. У «Роснефти» никогда не было плана купить «Лукойл», потому что нет предложения на рынке, говорил на это «Интерфаксу» главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин.
В экономике, где доля государства достигает 70%, для частной нефтяной компании велика угроза поглощения, особенно если она демонстрирует успехи: в пятницу по капитализации «Лукойл» на некоторое время обогнал занимающий 3-е место «Газпром», говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «Роснефть» способна действовать очень жестко, поэтому «Лукойлу» нужно выстроить правовую систему владения долями в компании так, чтобы покупка контрольного пакета была невозможной, поясняет он. При этом в пятницу Алекперов подчеркнул, что компания останется публичной.