Гуцериев может заработать на продаже «Эльдорадо» почти 30% годовых

Бизнесмен покупал сеть за 33 млрд рублей, а сейчас продает ее своей же «М.видео» за 45 млрд рублей
Объединенная компания сохранит оба бренда – «М.видео» и «Эльдорадо»
Объединенная компания сохранит оба бренда – «М.видео» и «Эльдорадо» / Bloomberg / Gettyimages

Крупнейший в России продавец бытовой техники и электроники «М.видео» объявил о намерении купить у своего владельца, группы «Сафмар» Михаила Гуцериева, 100% акций второй по величине сети – «Эльдорадо». Сделку предстоит одобрить собранию акционеров. Оно состоится 13 апреля.

8 декабря 2016 г. «Сафмар» купил 100% «Эльдорадо» у чешских PPF и EMMA Capital. А спустя неделю объявил и о приобретении 57,7% «М.видео» у его основателя и нынешнего президента Александра Тынкована, а также Павла Бреева и Михаила Тынкована. Вся «М.видео» для сделки с «Сафмаром» тогда была оценена примерно в $1,26 млрд. Условия сделки с «Эльдорадо» стороны не раскрывали.

Сейчас «М.видео» заплатит за «Эльдорадо» максимум 45,5 млрд руб., в эту сумму не войдут кредитные обязательства «Эльдорадо». Покупателем станет основное операционное юрлицо ритейлера – «М.видео менеджмент».

«Сафмар», по словам близкого к одному из участников сделки человека, заработает на слиянии двух компаний. «Эльдорадо» обошлось «Сафмару» в 33,36 млрд руб. по курсу ЦБ на день закрытия сделки, следует из отчета PPF за 2016 г. Получается, прибыль от продажи ритейлера составит 12,14 млрд руб. «Очевидно, средства могут пойти на погашение других долгов «Сафмара», – рассуждает собеседник «Ведомостей».

Приходилось ли «Сафмару» за год с небольшим владения «Эльдорадо» вливать в сеть собственные средства – компании не раскрывают. Если нет и сделка будет закрыта сразу после ее одобрения акционерами «М.видео», доходность инвестиций в «Эльдорадо» компании Гуцериева составит 27%. Для сравнения: с 8 декабря 2016 г. индекс Мосбиржи вырос всего на 5,6%.

Такова специализация «Сафмара», продолжает собеседник «Ведомостей»: «Он покупает дешево стрессовый актив и затем зарабатывает на его продаже». «Когда покупали «Эльдорадо», была рецессия, мало кто верил в возрождение спроса, – продолжает источник «Ведомостей». – Сейчас совсем иная ситуация. Плюс компанию привели в порядок».

От слияния двух продавцов электроники путем, например, обмена акциями было решено отказаться, знает близкий к одному из участников сделки человек: у «М.видео» довольно большая доля акций в свободном обращении, провести обмен акциями было бы очень сложно в российской юрисдикции, с учетом того что у миноритариев могут быть иные взгляды на сделку. «Покупка через «М.видео менеджмент» – наиболее простой и наиболее быстрый путь к цели, к которой все стремятся, – получить одно юрлицо», – рассуждает он.

Объединенная компания останется публичной, заверил Александр Тынкован. Акционерам, не согласным со сделкой, «М.видео» предложит предъявить их акции к выкупу – по 401 руб. за штуку. Вчера при закрытии торгов на Московской бирже акция «М.видео» стоила 405,9 руб.

Для сделки «М.видео» возьмет кредит 40 млрд руб. у ВТБ под залог 100% «М.видео менеджмента» и товарных знаков «М.видео» и «Эльдорадо», сообщила финдиректор «М.видео» Екатерина Соколова. Кроме того, по данным кипрского реестра, доля структур «Сафмара» в этом ритейлере также заложена в этом госбанке. Но долговая нагрузка объединенной компании не будет критичной – отношение чистого долга к EBITDA составит всего 1,5, гласят данные компании.

Предполагается, что оба бренда будут сохранены, чтобы, как надеется председатель совета директоров «М.видео» Саид Гуцериев, успешно конкурировать с российскими и зарубежными сетями и онлайн-ритейлом. Но основным брендом будет «М.видео», рассказал главный исполнительный директор «М.видео» Энрике Фернандес. А «Эльдорадо», по его словам, будет специализироваться на бюджетном сегменте: ориентироваться на промопредложения и доступные товары.

Розничные продажи техники и электроники – сложный бизнес, указывает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: в нем высокая конкуренция, относительно низкий уровень рентабельности. В долгосрочной перспективе остается открытым вопрос, насколько успешно объединенная компания сможет конкурировать с крупными онлайн-игроками – не только зарубежными, как Alibaba, но и российскими, как Ozon, отмечает она. С другой стороны, «М.видео» сосредоточилась на онлайн-продажах, а офлайн-магазины становятся дополнением к интернет-продажам, отмечает Мария Колбина из «ВТБ капитала». «У «М.видео» одни из самых эффективных и интересных возможностей для развития онлайн», – отмечает аналитик.

Объединенная компания сохранит оба бренда – «М.видео» и «Эльдорадо»