«Эльдорадо» пришлось отказаться от планов продавать все – от электроники до сантехники
Сеть приведет ассортимент в соответствие с «М.видео»«Эльдорадо» решило стать «мультикатегорийным» ритейлером в 2014 г. при прошлых владельцах – чешских PPF Group Петра Келлнера и Emma Capital Иржи Шмейца. Менеджмент сети тогда ссылался на зарубежный опыт: например, американские дискаунтеры Target продают одежду, товары для дома и отдыха, парфюмерию, некоторые продовольственные товары. С 2015 г. в «Эльдорадо» начали появляться товары для детей, дома, инструменты, корм для животных, косметика, мебель и даже раковины с унитазами.
В 2016 г. «Сафмар» Михаила Гуцериева и его родственников купил «Эльдорадо», а затем и лидера рынка «М.видео». Предполагалось, что на базе этих двух компаний и ранее приобретенной «Техносилы» появится объединенный «Сафмар ритейл». Бренд «Техносила» в середине 2017 г. покинул рынок, а осенью начались изменения в «Эльдорадо».
В конце сентября – начале октября поставщики узнали от «Эльдорадо», что оно перестанет закупать товары, которых нет в «М.видео», рассказали «Ведомостям» три партнера ритейлера и два источника, близких к руководству сетей. По словам одного из них, решение принято президентом и экс-совладельцем «М.видео» Александром Тынкованом, который сейчас руководит комитетом по интеграции сетей. Сама «М.видео» всегда делала ставку на бытовую технику и электронику. «Мы продолжаем развивать ассортимент в этом направлении», – отметила Валерия Андреева из «М.видео».
По словам поставщика детских товаров в «Эльдорадо», в неформальной беседе сотрудники сети объясняли: новые владельцы признали стратегию и концепцию «М.видео» успешнее и прибыльнее, а «Эльдорадо» – в первую очередь магазинами электроники и бытовой техники. Другой партнер «Эльдорадо» подтверждает: все его знакомые поставщики непрофильных товаров уведомлены о прекращении поставок.
Долгое слияние
Единое юрлицо у двух бывших конкурентов может появиться только через год, заявила Валерия Андреева из «М.видео»: совет директоров и крупнейший акционер прорабатывают разные сценарии объединения. Стратегия развития обоих брендов должна появиться в течение нескольких месяцев, добавила она.
По словам одного из поставщиков, продажи детских товаров в «Эльдорадо» шли отлично. Детские товары – одни из самых популярных, в том числе в онлайне, подтверждает представитель AliExpress и Tmall в России. Кроме того, продолжает он, покупатели товаров для детей чаще покупают товары для кухни, что помогает нарастить средний чек. Вопрос – сколько «Эльдорадо» на них зарабатывало, скептичен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Представители «М.видео» и «Эльдорадо» по существу не ответили на вопросы, как и почему принято такое решение. По словам Андреевой, обе сети самостоятельны в реализации всех бизнес-планов. Ее коллега из «Эльдорадо» Юлия Завьялова добавила: ритейлер считает целесообразным сосредоточиться на категориях, которые дополняют его основной бизнес – технику и электронику. Они, по ее словам, дадут больший эффект, чем непрофильные.
«М.видео» и «Эльдорадо» де-юре разные компании, соглашается источник, близкий к руководству одной из них. Но по факту, по его словам, происходит не слияние, а поглощение одной компанией другой: «За ключевые решения отвечают сотрудники «М.видео». Так, при решении, магазин какого бренда открывать в том или ином месте, рассуждения сводятся к тому, что «М.видео» успешнее – его и открывать».
Перестать продавать непрофильные товары в «Эльдорадо» – правильное решение, считает Бурмистров. «Разница в марже EBITDA и операционной эффективности двух сетей может быть связана в том числе с тем, что одна сеть четко придерживалась стратегии, а другая распылялась [на эксперименты]», – отмечает он. Остается вопрос, чем кроме названия будут отличаться «М.видео» и «Эльдорадо», говорит человек, близкий к топ-менеджменту одной из сетей. Пока руководство обоих ритейлеров, по его словам, считает, что двумя брендами можно охватить большую аудиторию, в этом путь к успеху. «Учитывая ужесточение конкуренции на рынке, в том числе с Alibaba, в долгосрочной перспективе было бы правильнее оставить единый бренд», – отметил он.
Представитель «Сафмара» на запрос не ответил.