Правительство соберет с автомобилистов больше денег
За самые популярные машины утилизационный сбор увеличится почти вдвоеПравительство утвердило новые правила расчета утилизационного сбора с автомобилей – они вступят в силу 1 апреля 2018 г. Базовые ставки сбора прежние – 20 000 руб. за легковой автомобиль и 150 000 руб. за грузовик и автобус. Изменятся повышающие коэффициенты, которые зависят в том числе от возраста машины и объема двигателя.
В среднем индексация утилизационного сбора по разным категориям машин составит 15%, говорится в пояснительной записке к документу. Для новых легковых автомобилей с двигателем 1–2 л (самый популярный сегмент) коэффициент вырастет с 2,21 до 4,2. Получается, за новую машину этой категории нужно будет отдать не 44 200 руб., а 84 000 руб. – почти вдвое больше.
Коэффициенты для легковых машин, ввозимых физическими лицами для личного пользования, сохранятся.
К двум уже существовавшим категориям – новые и машины старше трех лет – в отдельную выделены транспортные средства, произведенные на шасси 2017 г. выпуска. Коэффициенты для автомобилей, подпадающих под это определение, остались на прежнем уровне. Но заморожены они будут только до конца 2018 г., следует из постановления. Фактически это сделано, чтобы избежать двойного сбора с компаний, выпускающих модификации серийных моделей автомобилей (преимущественно коммерческих). У таких машин увеличенный цикл производства, поясняет сотрудник одного из автоконцернов.
Утилизационный сбор платят импортеры и местные производители автомобилей. Но российские автозаводы получают промышленные субсидии, сопоставимые с расходами на утилизационный сбор, – в 2018 г. Минпромторг выделит на них более 102 млрд руб.
«Ведомости» еще в сентябре 2017 г. выяснили, что утилизационный сбор будет увеличен в 2018 г. примерно на 15%. В декабре появилась информация, что для легковых машин сбор может удвоиться. Рынок реагировал на предстоящую индексацию резким ростом импорта. В январе – феврале 2018 г. в Россию ввезено 31 570 новых и подержанных легковых машин – в 1,5 раза больше, чем годом ранее, по данным аналитической компании «АСМ-холдинг». В топ-3 вошли автомобили Mercedes-Benz (5000 шт.), Toyota (2500) и Volkswagen (2000).
В 2016 г. правительство уже индексировало ставки утилизационного сбора на 65%, ссылаясь на ослабление рубля. Основная причина обеих индексаций – желание защитить автопром от снижения ввозных пошлин на автомобили, которое Россия обязана провести по условиям членства в ВТО, объясняли собеседники «Ведомостей». В сентябре 2017 г. пошлины на легковые автомобили снизились с 23 до 20%, через год они дойдут до 17%, а в 2019 г. – до 15%.
Массового повышения цен не будет, уверен сотрудник одного из автоконцернов. На рынке продаются преимущественно машины локального выпуска (83% в 2017 г., по данным EY), а все основные российские заводы получают промышленные субсидии, напоминает он. Подорожают только импортируемые машины и выпускаемые теми, кто субсидии не получает, преимущественно это иностранные производители грузовиков, замечает собеседник.
Hyundai завозит в Россию только микроавтобус H-1 (остальные модели выпускаются в Санкт-Петербурге и Калининграде), но цены повышать в ближайшее время не планирует, сказал представитель компании.
Основные продажи Mitsubishi приходятся на модели Outlander и Pajero Sport, которые собираются в Калуге. Такие модели, как ASX, Eclipse Cross, L200 и Pajero IV (все вместе – 16% продаж по итогам последних четырех месяцев), импортируются из Японии и Таиланда, говорит представитель компании. «Безусловно, индексация утилизационного сбора повлечет за собой рост розничных цен, что в свою очередь негативно отразится на реальном спросе среди потребителей», – отмечает собеседник «Ведомостей». Как изменятся цены на автомобили марки, он сказать затруднился. «Скорректированные коэффициенты по утилизационному сбору будут иметь эффект, но исключительно на импортируемые автомобили: Juke, GTR, – говорит представитель Nissan. – Это может негативно сказаться на продажах из-за подорожания этих моделей». «Внимательно следим за конъюнктурой на рынке, но поднимать цены по этой причине не собираемся», – сказал представитель Ford Sollers. Представители других марок, входящих в топ-10 легкового рынка (Lada, Renault, Kia, Toyota, Volkswagen, Skoda), на вопросы «Ведомостей» не ответили.