Соратники Романа Абрамовича инвестировали в добычу минтая и сельди на Сахалине

Это самые популярные и доходные виды промысла на Дальнем Востоке
Соратники Романа Абрамовича инвестировали в добычу минтая и сельди на Сахалине
Соратники Романа Абрамовича инвестировали в добычу минтая и сельди на Сахалине / Юрий Смитюк/ТАСС

Фирма «Дальнее» 6 февраля стала владельцем 25% южно-сахалинской рыболовецкой компании «Поронай», по данным ЕГРЮЛа. «Дальнее» принадлежит Ефиму Малкину (80%) и Ирине Панченко (20%). Так же зовут членов команды миллиардера Романа Абрамовича. Это они и есть, говорит их знакомый.

Малкин и Панченко работали в «Сибнефти», когда ее основным владельцем был Абрамович, а когда он работал губернатором Чукотского автономного округа, Панченко стала его заместителем, Малкин же представлял регион в Совете Федерации. Им также принадлежит по 25% агрохолдинга «Продо», остальное – еще у одного соратника Абрамовича, Андрея Городилова. Представитель инвесткомпании Millhouse Абрамовича отказался от комментариев: рыбная сделка отношения к ней не имеет. «Дальнее» – собственный проект Панченко и Малкина, уверяет их знакомый.

«Поронай» владеет квотами на добычу 43 000 т в год минтая и примерно 13 000 т сельди в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на 2018 г., по данным Росрыболовства. Общий допустимый улов минтая здесь определен в 1,8 млн т. Получается, доля «Пороная» на рынке минтая – около 2,5%, тогда как у лидеров рынка, например у Русской рыбопромышленной компании (РРПК), – порядка 12%.

До февральских изменений «Поронай» с чистой прибылью 1,4 млрд руб. за 2016 г. согласно «СПАРК-Интерфаксу» принадлежал ЗАО «Остров Сахалин» и ПО «Сахалинрыбаксоюз». Обе компании контролирует бывший член Совета Федерации от Сахалинской области Александр Верховский, следует из документов принадлежащего ему банка «Итуруп» и «СПАРК-Интерфакса». Верховский владеет одной из крупнейших рыбодобывающих компаний России – «Гидростроем». Ежегодно, по собственным данным, она вылавливает около 200 000 т рыбы.

«Остров Сахалин» остается владельцем 75% «Пороная». Правда, эта доля в залоге у «Дальнего» «до полного исполнения обязательств по договору залога и соглашению о предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи доли», сказано в ЕГРЮЛе.

Такая формулировка может означать завершение сделки в несколько этапов, предполагает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров: сначала «Дальнее» получило блокпакет, а в дальнейшем может претендовать на оставшиеся бумаги.

Для Малкина и Панченко это портфельная инвестиция, о покупке всей компании речи не идет, заверил человек, близкий к инвесторам. Портфельные инвестиции в рыбодобычу, а тем более в непубличную компанию – редкое явление, говорит аналитик BCS Global Markets Марат Ибрагимов. Новый инвестор мог предоставить финансирование, получив за это долю и опцион в качестве гарантии возврата инвестиций, рассуждает эксперт.

Тихоокеанская сельдь и минтай – основные виды промысловых рыб на Дальнем Востоке, напоминает замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников. Тихоокеанская сельдь после введения ограничений на ввоз рыбы из стран ЕС, Норвегии и Исландии стала пользоваться большим спросом в европейской части России: импорт сократился и той сельди, которую добывает Россия в Атлантике, стало не хватать. Поэтому большая часть дальневосточной сельди продается в России, объясняет он. Минтай же – самая популярная рыба в мире, замечает представитель РРПК, и примерно половина всего мирового вылова приходится на Россию: минтай – качественная и недорогая белая рыба. Рентабельность ловли минтая относительно невысока – 40–45% в зависимости от текущих цен, говорит представитель РРПК. Но выгоден этот бизнес именно за счет больших продаж в натуральном выражении, подчеркивает Сенников.

Представитель «Гидростроя» Людмила Шапка отказалась от комментариев, связаться с Верховским лично не удалось.

Малкин и Панченко на переданные им через представителя вопросы не ответили.

Соратники Романа Абрамовича инвестировали в добычу минтая и сельди на Сахалине