Зять Тимченко и брат губернатора Подмосковья хотят получить спецквоты на вылов рыбы

Для этого их компания закажет российским верфям не менее шести новых траулеров
На «Адмиралтейских верфях» РРПК намерена строить траулеры по программе инвестиционных квот
На «Адмиралтейских верфях» РРПК намерена строить траулеры по программе инвестиционных квот / «Адмиралтейские верфи»

Русская рыбопромышленная компания (РРПК) 25 октября планирует заключить контракт на строительство судов с «Адмиралтейскими верфями», входящими в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Об этом сообщил человек, знакомый с ходом обсуждения предстоящей сделки, и подтвердил представитель ОСК. Илья Власенко из РРПК подтвердил лишь намерение компании подписать контракт, но имя партнера и детали не уточнил.

РРПК – один из крупнейших в России добытчиков тихоокеанской рыбы – минтая и сельди. Ее основные владельцы – зять Геннадия Тимченко Глеб Франк и брат губернатора Подмосковья Максим Воробьев. У РРПК есть квоты на добычу 226 000 т минтая, 65 500 т сельди, более 2400 т краба. В 2016 г. выручка компании составила $238,1 млн, EBITDA – $107,1 млн, согласно неаудированной отчетности по МСФО.

РРПК намерена строить траулеры по программе инвестиционных квот (так называемые квоты под киль), лишь отметил Власенко. Механизм квот под киль действует с 2017 г., он предполагает выделение части квот на вылов рыбы и морских биоресурсов при условии заказа новых судов на российских верфях или при строительстве береговых рыбоперерабатывающих заводов. Росрыболовство обещало выделить на это 20% всех квот. Соответствующие квоты компания получает исключительно по факту спуска каждого судна на воду, добавил Власенко.

Что строят

Модель большого морозильного рыболовного траулера проекта ST-192, потенциальный заказчик которого РРПК, была представлена на выставке судостроения и морских технологий SMM-2016, по данным отраслевого портала sudostroenie.info. Наибольшая длина судна – 108,2 м, ширина – 21 м, водоизмещение – 5333 т, траулер рассчитан на экипаж около 130–140 человек. В России нет практики строительства крупных судов – РРПК придется стать первопроходцами, замечает вице-президент Рыбной ассоциации Александр Фомин.

Структура ОСК может построить для РРПК как минимум шесть рыболовных траулеров ST192 – крупнотоннажных судов с повышенным ледовым классом для использования на Дальнем Востоке, уточняет человек, близкий к одной из сторон планируемой сделки. Стоимость такого судна – $90–100 млн, стандартный срок строительства – 2–3 года, знает топ-менеджер одной из рыболовных компаний. С одним новым траулером РРПК могла бы претендовать на вылов 25 000–30 000 т сельди и минтая в год, рассчитал он. Похожие цифры получаются при расчете по формуле, приведенной на сайте Росрыболовства. Цель РРПК – получить квоты на добычу 500 000 т белой рыбы, что позволит ей стать крупнейшей мировой компанией в этом сегменте, рассказывал гендиректор РРПК Андрей Тетеркин в мартовском интервью отраслевому изданию «Fishnews – новости рыболовства».

Строительство судов позволит снизить затраты компании на производство и выпускать более широкую линейку продукции, по словам Власенко. С инвестквотами новые суда могут окупиться в 1,5–2 раза быстрее, замечает он. Механизм инвестиционных квот спорный, отмечает один из рыболовов. Он стимулирует судостроение, говорит он: государство изымает квоты у действующих владельцев и передает тем, кто заказывает новые траулеры на российских верфях. Рыболовы вынуждены пользоваться этим механизмом, чтобы вернуть часть изъятых квот, указывает собеседник, хотя строить на зарубежных заводах дешевле.

Заявочная кампания по новому механизму стартовала летом 2017 г. после подготовки всех соответствующих подзаконных актов. Президент ОСК Алексей Рахманов в интервью «Fishnews – Новости рыболовства» заявлял: суммарные заказы по программе оцениваются «на уровне 100 судов и даже больше». По данным Росрыболовства, на середину октября по механизму инвестиционных квот на предприятиях ОСК заключено твердых контрактов на строительство 17 судов, всего в России – на 24 судна.

В статье в третьем абзаце исправлена неточность в цитате представителя РРПК.