Акционеры «Шереметьево» могут продать 10% аэропорта

Аэропорт ищет крупного международного стратегического инвестора
TPS Avia Аркадия Ротенберга и его партнеров хочет продать 10% аэропорта «Шереметьево» стороннему инвестору
TPS Avia Аркадия Ротенберга и его партнеров хочет продать 10% аэропорта «Шереметьево» стороннему инвестору / Максим Стулов / Ведомости

«Мы думаем о продаже 10% акций «Шереметьево», скорее всего, стратегу, профессиональному участнику рынка», – рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров «Шереметьево» Александр Пономаренко (см. интервью с ним на стр. 08). Компания TPS Avia контролирует 66% крупнейшего в России аэропорта, 30,43% принадлежат Росимуществу. В TPS Avia 65,22% принадлежит трасту семей Пономаренко и Александра Скоробогатько, 34,78% - Аркадию Ротенбергу.

Это должен быть крупный международный инвестор, как немецкий холдинг Fraport или сингапурская Changi, добавляет Пономаренко. Первый владеет в том числе аэропортом Франкфурта и 25% концессионера «Пулково» – компании «Воздушные ворота Северной столицы», вторая – аэропортом Сингапура и 30% холдинга «Базэл аэро».

Цель продажи, по его словам, сделать «Шереметьево» более понятным для авиакомпаний, так как важной точкой роста для аэропорта является транзит между Европой и Юго-Восточной Азией. Продажа должна состояться в этом году, пока переговоры ни с кем не ведутся, идет работа с консультантами, продолжает он. Аэропорт для сделки еще предстоит оценить, покупатель получит место в совете директоров, рассказал Пономаренко.

Человек, близкий к одному из акционеров, рассказал, что в 2015 г. все консолидируемые активы «Шереметьево» (сам аэропорт и компании, которые строят новый терминал, карго-комплекс, топливозаправочный комплекс и тоннели, при консолидации стали «дочками» «Шереметьево») были оценены примерно в $1,5 млрд.

Консолидация завершилась в 2017 г. По словам Пономаренко, в прошлом году аэропорт получил $783 млн выручки, $348 млн EBITDA при долге на конец декабря в $707 млн.

«Всё «Шереметьево» можно оценить в 10–12 EBITDA минус долг, т. е. в $3–3,5 млрд, 10% – в $300–350 млн», – говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. Крупные международные аэропорты торгуются с мультипликатором 10–15 EBITDA, но для России будет дисконт, добавляет он. Точно такую же оценку «Шереметьево» дает аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин – не менее $3–3,5 млрд. На 10% будет много претендентов, уверен он: инфраструктурные активы очень ценны, у «Шереметьево» огромный трафик и прекрасные перспективы дальнейшего роста.

В 2017 г. пассажиропоток «Шереметьево» достиг 40 млн человек, что позволило ему войти в категорию крупнейших аэропортов по версии Международного совета аэропортов, из 10 ведущих аэропортов Европы он рос быстрее всех.

Актив может заинтересовать крупные холдинги, в том числе китайские, добавляет Юминов.

По акционерному соглашению между Росимуществом и частным инвестором аэропорт должен минимум 25% чистой прибыли по МСФО направлять на дивиденды, рассказал Пономаренко и подтвердил представитель Росимущества. За девять месяцев 2017 г. аэропорт уже заплатил 1 млрд руб. дивидендов (около $16,6 млн), говорят собеседники. Всего за 2017 г. планируются дивиденды в размере $45 млн, добавил Пономаренко. До этого последний раз «Шереметьево» платило дивиденды в 2004 г. – 100 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».

Наличие такого соглашения – дополнительный плюс для потенциальных инвесторов, говорит Ганелин.

Дополняется информация о бенефициарах «Шереметьево».

TPS Avia Аркадия Ротенберга и его партнеров хочет продать 10% аэропорта «Шереметьево» стороннему инвестору