Росавиация рискует не достроить взлетно-посадочную полосу в «Шереметьево» к ЧМ-2018
Проект тем временем подорожал еще на 15% до 64,1 млрд рублейТретья полоса «Шереметьево» является самым дорогим транспортным проектом в программе подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г., который состоится в России следующим летом. Изначально проект оценивался в 35,5 млрд руб., а в этом году подорожал до 55,7 млрд руб. Аэродром для нового аэропорта «Южный» под Ростовом-на-Дону оценивался в 17,99 млрд руб. (вместе с аэропортом около 35 млрд руб.), строительство новой взлетно-посадочной полосы в «Домодедово» – в 12,85 млрд руб.
Полностью третья полоса в «Шереметьево» построена не будет. Еще в начале года чиновники решили, что к чемпионату полоса будет построена с частью магистральной и тремя дополнительными рулежными дорожками. Все остальное будет доделано потом. Но есть риск, что к мундиалю объект не будет достроен, говорят человек, близкий к Минтрансу, трое участников совещаний в правительстве и менеджер банка – кредитора «Шереметьево». Счетная палата в октябре сообщала, что третья полоса на конец первого полугодия была готова только на 43,8%.
Даже под строительство самой полосы еще не все участки выкуплены и предоставлены генподрядчику (ООО «Трансстроймеханизация», входит в «Мостотрест»), говорят два собеседника «Ведомостей». При этом сезон заканчивается, а строительство зимой или невозможно, или сильно затруднено и связано с дополнительными затратами, продолжают они.
«Трансстроймеханизация» может завершить стройку, если бросит на нее все силы», – уверены человек, близкий к Минтрансу, и участник совещаний в правительстве. Но это потребует серьезных усилий и затрат от аэропорта по контролю за строительством и вводу полосы в эксплуатацию в сжатые сроки, а качественно принять гостей ЧМ-2018 «Шереметьево» сможет и с двумя полосами, объясняют собеседники. Третья полоса нужна прежде всего не для чемпионата мира, а для скорейшего закрытия на ремонт сильно изношенной одной из двух имеющихся полос, говорит человек, близкий к Минтрансу.
Кроме того, проект может подорожать еще на 15% – с 55,7 млрд до 64,1 млрд руб. Это следует из письма руководителя Росреестра Виктории Абрамченко, направленного в сентябре в Минфин, Минтранс и Минэкономразвития. Она пишет, что в границах санитарно-защитной зоны полосы необходимо выкупить участки, зарегистрированные в кадастре, на 2,4 млрд руб. Еще 6 млрд руб. понадобятся на выкуп 1500 объектов (участки и постройки), не зарегистрированных в Росреестре, говорится в письме. «Ведомости» ознакомились с копией письма, верность данных подтвердили федеральный чиновник и участник совещаний в правительстве на эту тему.
Расселили деревни
Под саму третью полосу необходимо изъять 124 участка с постройками в деревнях Дубровка, Перепечино, Паршино и в поселке Лунево. 71 участок был изъят в 2012–2014 гг., 53 будут изъяты в течение 2017 г. Об этом сообщал замминистра транспорта Валерий Окулов в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Жители, чьи участки попали только в санитарную зону, требуют от Минтранса и Росавиации их тоже изъять.
Эти цифры предоставила заказчик строительства – Росавиация на основе своей оценки в 2013–2015 гг., уточняется в письме. «С тех пор рыночная стоимость участков упала на 20–30%, но кадастровая, если ее, конечно, не оспаривали собственники, не изменилась», – говорит гендиректор «Группы Земер» Илья Терентьев.
В Федеральной целевой программе строительства объектов к чемпионату мира заложены средства на выкуп недвижимости под саму полосу, на выкуп под санитарно-защитную зону деньги надо изыскивать дополнительно, говорят федеральный чиновник и человек, близкий к Минтрансу. Минфин представил бюджетные ассигнования на данный объект Минтрансу. Тот определяет, на что конкретно будут направлены средства, заявил представитель Минфина. Его коллега из Минтранса от комментариев отказался.
«Шереметьево» сможет обеспечить программу перевозок к чемпионату мира и с двумя имеющимися полосами, их максимальная суточная интенсивность составила 19 сентября 2017 г. 62 взлетов-посадок в час, ввод третьей полосы позволит осуществлять порядка 90 операций в час, говорит представитель «Шереметьево». Вопросы строительства контролирует Росавиация, добавил он. Представители Росавиации и Оргкомитета-2018 на запросы «Ведомостей» не ответили. «Трансстроймеханизация» стремится завершить строительство в намеченные сроки, говорит представитель компании.
Но даже если достроить полосу, для начала ее эксплуатации может потребоваться быстрое отселение проживающих неподалеку жителей. «Роспотребнадзор указывает, что жилая застройка в санитарно-защитной зоне недопустима, отселение застройки на территории, примыкающей к самой полосе, должно быть приоритетом», – говорится в письме Абрамченко. Представитель Роспотребнадзора на запрос «Ведомостей» не ответил.