Третья взлетно-посадочная полоса в «Шереметьево» подорожала на 60%

Часть входящей в нее инфраструктуры не будет построена к чемпионату мира по футболу – 2018
ВПП-3 и без того была самым затратным аэродромным проектом в программе подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г.
ВПП-3 и без того была самым затратным аэродромным проектом в программе подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г. / Е. Разумный / Ведомости

Об этом говорится в справке о строительстве третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) в «Шереметьево». Документ подготовила Росавиация к совещанию в правительстве 7 февраля. «Ведомости» ознакомились с документом, его верность данных подтвердили два федеральных чиновника. Выявление ранее не учтенных проектом работ привело к дефициту финансирования и необходимости выделить еще 20,19 млрд руб., говорится в справке.

ВПП-3 строится с 2011 г., два контракта на 26,2 млрд руб. в сумме были заключены со структурами корпорации «Трансстрой», работы надо было завершить в октябре 2017 г. Но работы велись медленно, поэтому Росавиация в 2015 г. расторгла контракты. Правительство назначило достраивать полосу компанию «Трансстроймеханизация» (ее контракт – 17,5 млрд руб.). Всего на ВПП-3 по федеральной целевой программе в 2011–2020 гг. заложены 35,5 млрд руб. Некоторые объекты полосы не вошли в основной контракт и будут законтрактованы позже, пояснил федеральный чиновник.

ВПП-3 и без того была самым затратным аэродромным проектом в программе подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г. Следом идут строительство нового аэродрома для аэропорта «Южный» под Ростовом-на-Дону (17,99 млрд руб.) и ВПП-2 в «Домодедово» (12,85 млрд руб.).

«Увеличение затрат до 55 млрд руб. связано с покрытием инфляции в период строительства, изменением ряда технических решений, с включением в проект работ по переустройству магистральных газопроводов и подготовке территории строительства», – пояснил представитель Росавиации.

Футбольные пассажиры

30-40% на столько вырастает пассажиропоток в аэропортах во время крупных спортивных мероприятий, как показывает мировая практика, говорит председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев. В июне 2018 г. «Домодедово» планирует принять свыше 4 млн пассажиров (+30% к нагрузке высокого сезона), сказал на форуме NAIS 2017 г. заместитель гендиректора аэропорта Денис Нуждин. «Шереметьево» пассажиропоток во время мундиаля пока не прогнозирует.

Дополнительные средства на ВПП-3 уже найдены, следует из справки ведомства. Недостающие 20 млрд руб. в 2017–2020 гг. будут перераспределены за счет других проектов Росавиации. Представитель ведомства это подтверждает. Критического дефицита средств по ВПП-3 нет, у Росавиации нет опасений, что «Шереметьево» не справится в полном объеме с транспортным обеспечением ЧМ-2018, уточнил собеседник.

Для одного проекта собрали деньги со всей отрасли, возмущен топ-менеджер авиатранспортной компании. «Шереметьево» контролируется компанией TPS Avia Group, 33% в которой – у структур Аркадия Ротенберга, 66% – у траста, действующего в интересах членов семей Александра Пономаренко (председатель совета директоров аэропорта) и Александра Скоробогатько. 86,8% акций АО «Международный аэропорт «Шереметьево» принадлежат компании «Аэропорт Шереметьево». В последней у Росимущества – 31,56%, у ООО «Шереметьево холдинг» (входит в TPS Avia Group) – 68,44%.

Так как средства федерального бюджета ограничены, то к футбольному чемпионату мира будет введена только часть проекта, говорится в справке Росавиации: сама ВПП, часть магистральной и три дополнительные рулежные дорожки, достройка магистральной и строительство еще трех рулежек предстоит в 2018–2019 гг. Неполная сеть дорожек снизит эффективность полосы на 10–50%, оценивал ранее топ-менеджер российского аэропорта. Представитель «Шереметьево» говорит только, что ВПП-3 повысит максимальное количество взлетно-посадочных операций в час с нынешних 55 до 90, не оценивая, снизится ли эффективность из-за неполной сетки дорожек.