«Аэрофлот» задержал десятки рейсов 1 декабря

Некоторые улетели на несколько часов позже запланированного
О задержках рейсов в пятницу «Аэрофлот» не объявлял и пассажирам не сообщал
О задержках рейсов в пятницу «Аэрофлот» не объявлял и пассажирам не сообщал / Евгений Разумный / Ведомости

Вечером и ночью 1 декабря «Аэрофлот» задержал больше сотни рейсов. Это следует из данных ресурса flightradar24. Все пятничные рейсы «Аэрофлота» из «Шереметьево» как минимум с 17.00 до полуночи были задержаны – на это время было запланировано около 140 вылетов. По подсчетам «Ведомостей», около 30 рейсов были задержаны более чем на 3 часа. 7 рейсов были задержаны на 5 часов и больше, в том числе в Берлин и Хельсинки – на 7 часов, в Астрахань – на 6,5 часа.

О задержках рейсов в пятницу «Аэрофлот» не объявлял и пассажирам не сообщал. В субботу 2 декабря компания отменила 20 рейсов в/из «Шереметьево» и перенесла время прибытия 58 рейсов в «Шереметьево».

Ожидание в самолетах

Планировавшая вылететь в Берлин в 20.40 бывшая главный редактор агентства «РИА Новости» Светлана Миронюк написала в Facebook, что пассажиров ее рейса и отмененного дневного берлинского посадили в широкофюзеляжный самолет. Командир судна «примерно раз в час врал, что вылет задерживается еще на совсем немного времени, потому что ждем своей очереди на взлет». Впрочем, Миронюк считает, что «судно даже не готовилось к полету», так как экипаж не только не включил двигатели, но даже не включил огни. После 4,5 часа ожидания на борту она и еще 11 пассажиров потребовали выпустить их из самолета и добились своего.

По мнению Миронюк, пассажиров заставили ждать в самолетах для того, чтобы бесплатно не кормить, не предоставлять гостиницы. Во время ожидания вылета никого не кормили, написала она.

«Самолеты ожидали от аэропорта разрешения на запуск двигателей», – парирует представитель «Аэрофлота». А пассажиров, по его словам, не высаживали, так как разрешение на запуск могли дать в любой момент. «Покинуть борт означало потерять право на вылет», – говорит представитель «Аэрофлота».

На борту больше двух часов (от окончания посадки до руления) провели пассажиры примерно 40 рейсов, добавляет он. На борту судов предоставляли напитки, но не питание. Его разогревать было нельзя, так как в любой момент судно могло получить разрешение на запуск двигателей и начать движение, продолжает представитель «Аэрофлота». Пассажирам задержанных рейсов в терминалах выдавались ваучеры на питание и напитки.

«Российские авиакомпании прибегают к такой хитрости: зная о задержке рейса, не имея разрешения на взлет, сажают пассажиров в самолет, – говорит директор по связям с инвестором сервиса по взысканию компенсаций в интересах авиапассажиров Skycop Юргис Петросиус. – После того как пассажиры покинули терминал, они теряют право на питание и гостиницу». Это большая проблема для России, говорит Петросиус: «В Европе такого практически не случается, так как европейские авиакомпании могут быть серьезно наказаны».

Человек, близкий к «Аэрофлоту», уверяет, что перевозчик никогда не пытается сэкономить подобным образом. Накормить пассажиров – копеечные расходы, потенциальный ущерб для репутации компании намного дороже, уверяет он. За девять месяцев 2017 г. группа «Аэрофлот» (включая «дочек» – «Россию» и «Победу») потратила на продукты для бортового питания 7,7 млрд руб. – это 2,2% всех расходов.

Что должны авиакомпании

По российскому законодательству авиакомпания при задержке рейса более чем на 4 часа должна предоставить горячее питание, свыше 8 часов днем и 6 часов ночью (как в случае с рейсами на Берлин и Хельсинки) – разместить в гостинице, говорит Петросиус из Skycop. Компенсации за задержку рейсов в России, по его словам, невелики – 25% от МРОТ за каждый час (сейчас – около 1900 руб.).

Если бы данный рейс из Москвы выполняла европейская авиакомпания или любая российская авиакомпания вылетала из Европы, то пассажиры имели бы право на компенсации по европейским правилам, указывает Петросиус: при задержке рейса дальностью до 1500 км – 250 евро, 1500–3500 км – 400 евро, 3500 и больше км – 600 евро.

Миронюк пишет, что намерена добиваться компенсации от «Аэрофлота». Но шансы на это невелики, считает юрист. Ведь пассажирка сама отказалась от полета. В России в отличие от Европы вообще тяжело доказывать вину авиакомпании в задержках, указывает Петросиус.

Причины коллапса

Миронюк считает, что к задержкам привели не справившиеся с сильным снегопадом наземные службы аэропорта и закрытие неба для вылета чартеров после закончившейся вечером 1 декабря жеребьевки чемпионата мира по футболу 2018 г.

Действительно, вечерние рейсы задерживались во всех московских аэропортах. По данным на 19.00, было задержано около 100 рейсов, но подавляющая их часть (80) пришлась на «Шереметьево».

Чартеры для жеребьевки обслуживал аэропорт «Внуково». Но это было всего лишь несколько рейсов, которые никак не повлияли на ситуацию в московских аэропортах, говорят менеджер «Шереметьево» и топ-менеджер другого крупного аэропорта.

«В «Шереметьево» слишком перегружено расписание, в условиях плохой погоды наземные службы просто не справились с таким количеством рейсов», – говорят топ-менеджер крупного аэропорта и федеральный чиновник. При одинаковой пропускной способности «Домодедово» и «Шереметьево» приняли в январе – сентябре соответственно 24 млн (+8% год к году) и 29,8 млн (+18,4%) человек соответственно, гласят данные Росавиации.

Основная причина коллапса в том, что Госкорпорация по организации воздушного движения с 23.30 разрешала только посадки самолетов, вылет был запрещен, говорит близкий к группе «Аэрофлот» человек.

«Аэропорт чистил полосы за 10–20 минут – на уровне мировых рекордов, – говорит менеджер «Шереметьево». – В Европе и США аэропорт при такой погоде просто бы закрыли. Но мы продолжили работать и теперь нас критикуют». Представитель аэропорта в воскресенье вечером на запрос «Ведомостей» не ответил.

«Любые обвинения, что к коллапсу в «Шереметьево» с пятницы на субботу привели действия госкорпорации, не соответствуют действительности», – говорит представитель госкорпорации по организации воздушного движения. Разбор массовых задержек в аэропорту проводит Минтранс. Результаты будут на предстоящей неделе, начинающейся 4 декабря, добавляет собеседник «Ведомостей».

На Москву обрушился снегопад