Компенсации за опоздание заграничных рейсов вырастут
Уже в следующем году российские авиакомпании будут работать в соответствии с Монреальской конвенцией, как их международные конкурентыГосдума повысила ответственность российских авиаперевозчиков на международных рейсах. В среду законодатели в третьем чтении одобрили окончательные правки в Воздушный кодекс, которые приведут его в соответствие с Монреальской конвенцией о правилах международных авиаперевозок. Поправки вступят в силу через 180 дней.
До сих пор Россия следовала Варшавской конвенции, принятой еще в 1929 г. Например, компенсация за гибель пассажира по ней составляет $20 000. Монреальская конвенция была принята в 1999 г., Россия присоединилась к ней весной 2017 г. Конвенция упростила взыскание ущерба, установила новый лимит ответственности, который ежегодно индексируется и сейчас составляет около $154 000 (около 9 млн руб.). Чтобы не платить сверх этой суммы, авиакомпания должна доказать, что не виновата в авиакатастрофе. Действующее российское законодательство предусматривает минимальные выплаты в размере 2 млн руб. На внутренних рейсах по-прежнему будет действовать этот лимит. Важным является также то, что ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажира устанавливается, только если происшествие имело место на борту самолета или при посадке/высадке, отмечает юрист Heads Consulting Ксения Степанова: раньше ответственность возлагалась с момента прохождения предполетного досмотра и до того момента, когда пассажир покинул аэродром.
Еще один принципиальный вопрос – это величина компенсаций за задержку рейсов, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев: сейчас она установлена на уровне 25% МРОТа за час задержки (т. е. около 2000 руб.), но не более 50% стоимости билета, а Монреальская конвенция вводит лимит в 400 000 руб. Монреальская конвенция предусматривает, что компенсации выплачиваются не автоматически, а в размере реального ущерба, который нужно доказать, подчеркивает он.
Принятие конвенции положительно скажется на пассажирах, так как даст им больше возможностей для защиты своих прав в случае нарушений условий перевозок, сказал представитель UTair. Представители «Аэрофлота» и S7 на вопросы не ответили.
Что добавили
Принятые в среду поправки предполагают, что в случае повреждения или порчи багажа, груза, почты при международных перевозках их получатель сможет предъявить перевозчику претензию не позднее семи дней, а в случае просрочки доставки – не позднее 21 дня с момента получения багажа. Если багаж будет утерян или не поступит в течение 21 дня, пассажир вправе предъявить к перевозчику требования о возмещении вреда.
По данным Росавиации, за 10 месяцев 2017 г. российские авиакомпании выполнили 678 390 рейсов, из них было задержано 18 793 (2,8%). На международные чартерные рейсы пришлось 25 265 полетов, из них было задержано 1703 (6,7%). По количеству задержек российские авиакомпании не хуже других стран, говорит Пантелеев. Как правило, задержки происходят в высокий сезон на международных туристических чартерных рейсах, отмечает он. Это происходит из-за того, что в пик сезона загрузка аэропортов возрастает и, если самолет не успевает приземлиться в выделенный ему слот, ему могут запретить посадку – перенести ее на другое время или в другой аэропорт, говорит он.
Пока ответственность авиаперевозчиков на внутренних рейсах будет ниже, чем на международных, подчеркивает Пантелеев. Но после краха «ВИМ-авиа», вероятно, можно ожидать ужесточения мер воздействия на авиакомпании, которые допускают массовые задержки и на внутренних рейсах, полагает эксперт.
Обычно в списках крупных штрафников на внутренних рейсах оказываются финансово менее устойчивые компании, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Поэтому, с одной стороны, распространение новых правил на внутренний рынок будет их стимулировать к большей пунктуальности, но с другой – задержки на внутренних рейсах, как правило, обусловлены недостатком бортов и веерными опозданиями, когда самолет не успевает вернуться из одного аэропорта в другой, говорит аналитик: увеличение штрафов станет для таких авиакомпаний финансово болезненным.