Airbus, Rolls-Royce и Siemens создадут электросамолет

Опытный лайнер должен взлететь уже в 2020 году
На самолете BAe146 одну из четырех турбин заменят электродвигателем
На самолете BAe146 одну из четырех турбин заменят электродвигателем / Berlinspotter

Об альянсе трех европейских компаний было объявлено вчера, 29 ноября. Цель партнеров – создание рентабельного гибридного регионального пассажирского самолета к 2030-м гг. Это будет лайнер на 50–100 пассажиров. В качестве опытного образца возьмут региональный самолет BAe146, одну из четырех турбин которого заменят электродвигателем. Это позволит протестировать гибридную систему в условиях полета. Первый полет должен состояться уже в 2020 г., объявили партнеры.

«Это первый твердый шаг к тому, чтобы проверить, что возможно» сделать в этой области, заявил Марк Казен из группы создания прототипов Airbus. По его оценке, экономия топлива при использовании гибридной технологии будет выражаться двузначными числами.

Все больше компаний исследуют потенциал гибридной технологии в авиации. Так, Boeing приобрел долю в стартапе Zunum, который хочет создать полностью электрический пассажирский самолет на 10–12 мест и поднять его в воздух к 2022 г., а к 2030 г. – увеличить вместимость до 50–100 пассажиров. Другой инвестор Zunum – бюджетный авиаперевозчик JetBlue.

По подсчетам консалтинговой компании Roland Berger, сейчас в мире реализуется около 70 программ создания самолетов с электродвигателем, примерно половиной из них занимаются стартапы. В недавнем исследовании Roland Berger разделила такие программы на четыре типа: самолеты общего и развлекательного назначения; городское аэротакси; региональные и бизнес-самолеты; крупные коммерческие лайнеры.

Автомобили с гибридным двигателем распространены уже широко, но использованию этой технологии в авиации мешали излишний вес и недостаточная мощность аккумуляторных батарей. Однако вице-президент Siemens Фрэнк Энтон считает, что это препятствие можно будет преодолеть уже в скором будущем, ведь технологии производства аккумуляторов быстро развиваются. «Мы должны получить в 10 раз больше мощности от батареи той же массы. Это наше домашнее задание. И мы думаем, что справимся с этим», – цитирует Энтона Financial Times.

Активно работать с электродвигателями авиакомпаниям приходится в том числе из-за все ужесточающихся требований регуляторов. На авиасектор приходится 2% мировых антропогенных выбросов углекислого газа. Ожидается, что к 2050 г. эта цифра утроится из-за увеличения авиаперевозок.

Электродвигатели позволят самолетам снизить как уровень шума, так и выбросы в атмосферу. По словам директора по технологиям Rolls-Royce Пола Штейна, благодаря использованию более чистых и тихих гибридных лайнеров аэропорты можно будет размещать ближе к городам. «В этом есть потенциал для замены железнодорожного транспорта воздушным и появления авиасообщения между любыми двумя городами», – считает он.

Roland Berger рассмотрела несколько сценариев развития авиасектора. Один из них – достаточно быстрое, хотя и эволюционное развитие самолетов с электродвигателями, при котором Airbus и Boeing к 2025 г. запускают «более электрические платформы» для производства воздушных судов. В этом случае совокупные мощности электрических турбин, установленных на самолетах, будут расти примерно на 8% в год в период до 2030 г. А число выпускаемых самолетов с гибридными и электродвигателями приблизится к показателям производства обычных судов.

Партнерство Airbus, Siemens и Rolls-Royce рассчитывает получить финансовую поддержку проекта от правительства Великобритании, цифры предполагаемых затрат не раскрываются.

На самолете BAe146 одну из четырех турбин заменят электродвигателем