Рынок электромобилей опередит ожидания ОПЕК
Это сократит дневной спрос на нефть к 2040 году на 8 млн баррелей в сутки, считают эксперты. ОПЕК надеется, что только на 2,5 млн баррелей
К 2040 г. в результате активного развития электромобилей спрос на нефть сократится на 8 млн барр. в сутки, прогнозирует Bloomberg New Energy Finance (BNEF), занимающаяся исследованиями в области новых видов энергоресурсов. Для сравнения: год назад столько добывали США, сейчас – 9,6 млн барр. в сутки. По данным Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК, обеспечивает треть добычи в мире), в 2016 г. спрос на нефть составил 95,4 млн барр. в сутки, прогноз на 2040 г. – 111,1 млн барр. Сектор дорожного транспорта самый крупный потребитель нефти: в 2016 г. его доля составляла 43% и сохранится в 2040 г., хотя потребление вырастет на 5,4 млн с 43 млн барр. в сутки, прогнозирует ОПЕК. Картель признает влияние электромобилей на нефтяной рынок и допускает, что к 2040 г. спрос окажется ниже, чем в базовом сценарии, – 108,6 млн барр. в сутки вместо 111,1 млн барр. ОПЕК рассчитывает: годовые продажи электромобилей к этому времени достигнут 80 млн шт. (в 2016 г. – 750 000, данные МЭА), т. е. три из пяти автомобилей будут электрическими. По данным BNEF, в 2040 г. в мире будет около 530 млн электромобилей. На конец 2016 г., по данным МЭА, их было около 2 млн.
Спрос может сократиться на 8 млн барр. в сутки уже в 2035 г., допускает старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин. «Существует более серьезная угроза, чем электромобили, – стремительное повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания. Собственно, из-за электромобилей (рост парка до 355 млн, или 15% от общего парка) потребление нефти снизится на 3 млн барр. в сутки, а за счет повышения эффективности двигателей – на 5 млн барр. в сутки», – объясняет он.
Доля электромобилей в мировом автопарке сейчас 1–2%. Но Великобритания и Франция объявили о планах запретить продажи бензиновых и дизельных машин к 2040 г. Министерство промышленности Китая сообщило, что проводит соответствующие исследования и планирует установить аналогичный срок. Китай также хочет стать мировым лидером по производству электромобилей. Благодаря этому, по оценке BNEF, к 2025 г. 8% всех проданных автомобилей будут электрическими, к 2030 г. – 24%, к 2040 г. – 54%.
Минусы электромобилей
Главным препятствием на пути масштабного распространения электромобилей является их цена, говорит Былкин. Стоимость бюджетного электромобиля начинается от $30 000, но аналоги с двигателями внутреннего сгорания в России стоят в 2 раза дешевле.
По оценке BNEF, электромобили смогут составить конкуренцию машинам с двигателем внутреннего сгорания, когда стоимость энергии литийионных аккумуляторов снизится с нынешних более чем $250 до $100 за 1 кВт ч. Эксперты, выступавшие на конференции BNEF в Шанхае, считают, что это может произойти к 2026 г. Еще в 2010 г. стоимость составляла $1000 за 1 кВт ч.
Но есть и другие сложности. Инфраструктура для подзарядки пока пребывает в зачаточном состоянии, снижение цен на литийионные аккумуляторы может оказаться не таким быстрым, как ожидается, может измениться политика властей. Например, правительство Китая закрыло сектор производства аккумуляторов и их наиболее ценных компонентов, катодов, для иностранных инвестиций.
Российский рынок электромобилей сильно отстает – на 1 июля было зарегистрировано около 1100 электромобилей (данные «Автостата»). В России менее развито экологическое регулирование, чем, например, в Китае и Европе, поэтому почти нет субсидий для чистого транспорта, объясняет эксперт энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко. «Также у нас почти нет предложения электромобилей, модельный ряд развит слабо, стоимость машин высока. Усложняют ситуацию и погодные условия, в некоторых регионах годовая температура колеблется от -40 до +40», – добавляет она. Высокие затраты при покупке электромобиля не будут компенсироваться эксплуатационными расходами из-за невысокой цены топлива в России, добавляет Былкин: «Пока ожидать заметного увеличения продаж электромобилей не следует, хотя в следующем десятилетии Россия, вероятно, попадет под влияние мировых трендов».
