«Лента» вступила в закупочный альянс с европейскими торговыми сетями
Это позволит ритейлеру дешевле покупать товары за рубежомРозничная сеть «Лента» вошла в состав закупочного союза европейских ритейлеров European Marketing Distribution (EMD), рассказали «Ведомостям» гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг и управляющий директор EMD Филипп Грайтерс.
В EMD входят ритейлеры и трейдинговые компании, среди них – британская Asda, шведская Axfood, французская Groupe Casino и немецкая Markant. Суммарный оборот членов EMD, по его данным, – более 216 млрд евро в год. Альянс организовывает совместные закупки продовольственных и непродовольственных товаров для своих участников, добиваясь экономии за счет масштаба.
«Лента» станет акционером EMD, как и другие участники этого партнерства, уточнил Грайтерс. У крупных участников, таких как Markant или Groupe Casino, по 12,8% EMD, у менее крупных – 3,2%. «Лента», по словам Грайтерса, получит 3,2% по номинальной стоимости. Сумму сделки он не раскрыл, добавив: «EMD занимается сервисными услугами для участников, всего в его штате 20 человек, поэтому инвестиции в организацию его работы довольно невелики».
«Лента» рассчитывает со вступлением в европейский альянс «расширить ассортимент собственных марок за счет качественных и недорогих товаров от международных производителей», говорит Дюннинг. «Лента» получит доступ к международным тендерам EMD на поставки товаров под брендами ритейлеров, добавил Грайтерс: в основном это закупки продовольственных товаров в Европе – паста, шоколад, бисквиты, соки, мороженое и т. д. Как много «Лента» может покупать через альянс, ее представитель сказать не смог. По его словам, ритейлер сейчас оценивает возможности.
Крупные российские сети – конкуренты «Ленты» ранее не вступали в альянсы, подобные EMD, предпочитая развивать собственные закупки и прямой импорт. Однако помимо «Ленты» партнера по закупкам среди европейского ритейла с этого года нашла и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), говорит представитель группы. С кем именно сотрудничает X5, он отказался сообщить. «Потенциал сотрудничества с закупочными альянсами тоже изучаем и не исключаем участия в них», – добавил он.
В России не объединяться
В России подобные альянсы запрещены законом о защите конкуренции. Любое соглашение об установлении цен, разделе рынка и т. д. признается картелем, говорит руководитель антимонопольной практики Goltsblat Николай Вознесенский: «Классический вариант подобных соглашений касается продажи товаров на одном рынке, но есть и вариант приобретения товаров на одном рынке». При соглашении двух и более российских ритейлеров о совместных закупках, отборе поставщиков и определении цен всегда есть риск, что это будет рассматриваться как картель, если только сделка не была предварительно согласована с антимонопольной службой, отмечает юрист.
В продажах импорта в ритейле основная доля приходится на фрукты и овощи, но их поставки из Европы запрещены, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Другие крупные категории импорта – молочная продукция из Белоруссии и товары с длительным сроком годности (бакалея, кондитерские изделия, консервы и проч.) из европейских стран, продолжает эксперт. Представитель «Ленты» не раскрыл, какая доля ее продаж приходится на импорт.
До сих пор для российских сетей наиболее эффективным был самостоятельный импорт, говорит Бурмистров.
Прямым импортом, в частности, занимаются «Магнит», X5 Retail Group, «Дикси». Основная цель – экономия. «Развитие собственного импорта – в первую очередь увеличение доли прямых поставок свежих овощей и фруктов – также будет способствовать минимизации логистических издержек», – сказано в отчете «Магнита» за прошлый год. «Дикси» также развивает закупки за рубежом, говорит представитель ритейлера Владимир Русанов: «Мы не входим в закупочные союзы, нам достаточно собственных ресурсов для закупок».
Но вопрос не только в сокращении издержек, но и в качестве, рассуждает Дюннинг. Если этот процесс организован более эффективно, то к нему надо присоединиться, отмечает он: «Отчасти это заместит прямой импорт «Ленты».
Впрочем, между российскими и европейскими рынками есть весьма существенное различие, указывает Бурмистров. В России покупатели обращают большое внимание на цену продовольствия, тогда как в Европе конкуренция идет скорее за счет сервиса. «Европейские закупочные союзы закупают немного другие товары по качеству, – продолжает Бурмистров. – Разный уровень дохода потребителей и требования». Что касается непродовольственных товаров, то их можно с выгодой приобретать в Китае. Поэтому вступление в EMD будет скорее интересным экспериментом для «Ленты», резюмирует Бурмистров.