В Болонье открылся крупнейший в мире агро-гастрономический парк

На создание FICO Eataly World ушло четыре года и 100 млн евро
В FICO можно не только увидеть, как делаются продукты питания, но и попробовать их
В FICO можно не только увидеть, как делаются продукты питания, но и попробовать их / GIORGIO BENVENUTI / EPA-EFE

«Если меня спросят, что такое FICO, я скажу: FICO – это и есть Италия», – заявил в среду на открытии парка итальянский премьер-министр Паоло Джентилони.

Проект FICO Eataly World (Fabbrica Italiana Contadina, Сельская итальянская фабрика) зародился четыре года назад, рассказала «Ведомостям» гендиректор FICO Тициана Примори. Все началось с муниципального оптового рынка, торговавшего сельхозпродукцией: крытая торговая галерея протяженностью 1,5 км была серьезно недозагружена, и мэрия Болоньи ломала голову, что же делать с этим гигантским объектом. Ответ нашелся у предпринимателя Оскара Фаринетти, создателя сети Eataly – сочетания продуктового магазина, кулинарных классов, ресторанов и книжного магазина. Концепция «здорового и умного питания по-итальянски», предложенная Фаринетти в 2007 г., была прекрасно встречена не только в Италии, но и по всему миру – открыто уже несколько десятков заведений, оборот Eataly за 10 лет вырос до 500 млн евро. А в Болонье, после того как к проекту подключился агроном, профессор Андреа Сегре, было решено создать агро-гастрономический парк, в котором будет воплощен весь процесс производства продовольствия – от растениеводства и животноводства до готовых продуктов, которые можно будет попробовать в ресторанах FICO или купить в местных магазинах. 70% того, что будет производиться в FICO, здесь же и будет потребляться, говорит представитель парка Сильвия Дзанелли.

Для финансирования строительства FICO был создан фонд, в который вложили деньги компании, работающие в сфере недвижимости, и пенсионные фонды. «Вклад муниципалитета, который также стал акционером, – здание, в котором расположился FICO, но его реконструкция осуществлялась на частные деньги», – подчеркивает Примори.

Потратив четыре года и около 100 млн евро, инвесторы обустроили территорию площадью 10 га, включая 2 га полей и ферм. Здесь будут выращивать 2000 наименований сельскохозяйственных растений и 200 животных – от быков до кур. Животных в FICO забивать не станут, но молоко и яйца использовать будут, чтобы показать детям, откуда берутся продукты, «ведь многие дети в Италии уверены, что яйца растут в супермаркетах», смеется Дзанелли.

По ее словам, в FICO будут 200 компаний-резидентов, включая 40 производителей продуктов питания - сыра, пасты и проч. - и 40 ресторанов, кафе и киосков с едой.

«Резидентов парка выбирали, во-первых, исходя из того, чтобы они формировали законченные цепочки вплоть до готовых продуктов, и, во-вторых, они должны были быть лучшими в своих сферах и представлять все регионы Италии – от севера до юга», – говорит Примори. Гендиректор FICO раньше работала в компании Coop, крупнейшей в Италии сети супермаркетов, являщейся потребительским кооперативом. «У Соор – лучшая в Италии экспертиза в том, что касается отбора продуктов питания. Выбор резидентов для FICO осуществлялся совместной командой FICO и Соор».

БОльшая часть резидентов, в том числе крупные производители, останутся в FICO минимум на шесть лет, часть мелких производителей, возможно, будет ротироваться чаще, говорит Примори. Среди крупных резидентов – производители молочных продуктов Granarolo и кофе Lavazza; New Holland (дочерняя компания Fiat) представляет свою сельхозтехнику. Непосредственно в парке создано 700 рабочих мест плюс в регионе в связи с появлением FICO добавится 3000 новых рабочих мест.

Вход в парк свободный, потому что главная его функция – образовательная, подчеркивает гендиректор FICO: «Мы хотим, чтобы люди приходили сюда и узнавали, как создаются продукты питания – для этого будут организовываться экскурсии, кулинарные классы и проч.». Организаторы обещают, что в FICO будет ежедневно проходить 30 мероприятий и 50 занятий, а конгресс-центр способен вмещать до 1000 человек. На территории парка также построены шесть мультимедийных павильонов, посвященных огню, земле, морю, животным, вину и будущему (цена билета для посещения шести павильонов – 10 евро).

В конце 2018 г. – начале 2019 г. на территории FICO должен открыться отель на 200 номеров – его строительство уже началось, управлять им будет сеть Starhotels.

Организаторы ожидают, что ежедневно парк будут посещать около 15 000 человек, или 6 млн в год. Дополнительной уверенности создателям FICO придает успех Всемирной выставки, прошедшей в 2015 г. в Милане, – она также была посвящена продовольствию, и число посетителей побило все самые оптимистичные прогнозы.

«Идея FICO появилась чуть раньше, чем Expo-2015, но, конечно, мы посещали Всемирную выставку, чтобы познакомиться с решениями, представленными там, – говорит Примори. – И кое-что оттуда почерпнули – например, идею мультимедийных павильонов. И то, как организовать передвижение внутри парка, чтобы люди не слишком уставали». Специально для FICO итальянский производитель велосипедов Bianchi создал 500 трехколесных велосипедов, на которых можно перевозить до 45 кг груза.