У пассажиров коротких рейсов «Аэрофлота» появится доступ в интернет
Авиакомпания оборудует системой WiFi 81 среднемагистральный самолет AirbusВ ноябре «Аэрофлот» начнет оборудовать самолеты семейства Airbus 320/321 стриминговой системой развлечений и доступом в интернет через WiFi – программа охватит 81 самолет, работы завершатся в декабре 2019 г., рассказал сотрудник авиакомпании. Это подтвердил человек, близкий к группе «Аэрофлот».
В парке «Аэрофлота» на конец июня было 199 лайнеров: 38 дальнемагистральных Boeing и Airbus, 131 среднемагистральный Boeing и Airbus (из них 105 – Airbus 320/321), 30 региональных российских SSJ100. Оборудование для WiFi не будет устанавливаться на тех Airbus 320/321, которые будут выводиться из парка и возвращаться лизингодателям, продолжает собеседник в «Аэрофлоте». Узкофюзеляжные Boeing 737 (26 в парке), по его словам, компания получает с завода-производителя со стриминговой системой развлечений Panasonic eXW, которая позволяет смотреть фильмы и слушать музыку из библиотеки «Аэрофлота» на личных гаджетах, WiFi на них устанавливаться не будет.
Недавно «Аэрофлот» объявил конкурс на закупку контента для пассажиров: за поставку до конца 2019 г. фильмов, детского контента (в том числе мультфильмов, игр и аудиокниг), образовательных программ, музыки, прессы компания готова заплатить максимум $57,4 млн.
На широкофюзеляжных самолетах «Аэрофлот» давно продает доступ в интернет: на Airbus 330 трафик стоит от $5 за 10 Мбайт до $50 за 150 Мбайт, на Boeing 777 – от $5 за 10 Мбайт до $40 за 100 Мбайт (информация с сайта авиакомпании). Стоимость WiFi для Airbus 320/321 еще не рассчитана, отмечает сотрудник «Аэрофлота». Представитель «Аэрофлота» говорит только, что компания работает в премиальном сегменте и расширяет возможности развлекательных систем, исходя из запросов пассажиров. Тему WiFi на узкофюзеляжном флоте он не комментирует.
Собеседники «Ведомостей» не сообщают, во сколько обойдется оборудование одного самолета WiFi. «Несколько лет назад это стоило примерно 100 000 евро на один борт, правда, с тех пор стоимость благодаря развитию технологий могла несколько снизиться», – говорит бывший сотрудник крупной авиакомпании. «Мы оценивали, есть ли смысл оборудовать системой WiFi наш флот, в итоге отказались, так как на коротких рейсах – до четырех часов – эта услуга не была бы достаточно востребована», – добавляет собеседник.
Продажи услуг
В первом полугодии продажа дополнительных услуг принесла «Аэрофлоту» 26,9 млрд руб. (11,4% всей выручки). Холдинг Air France-KLM в январе – сентябре от прочих услуг получил 833 млн евро (4,2%). Крупнейшая европейская авиакомпания-лоукостер Ryanair в году, закончившемся 31 марта, – 1,8 млрд евро (23%).
«Пассажиры обращают внимание на наличие развлечений в полете. На российском рынке при выборе полета людей больше волнует информация о расстоянии между креслами и наличии питания, нежели WiFi», – говорит представитель сервиса путешествий «Туту.ру», опираясь на данные опроса более 20 000 пассажиров.
«Внедрение таких услуг – это глобальный тренд. Для «Аэрофлота» оно может быть оправданно, так как он собирает значительную часть деловой аудитории», – рассказывает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Доступа в интернет на дальнемагистральных лайнерах (они есть у «дочки» «Аэрофлота» «России» и чартерных перевозчиков) в России никто больше не предлагает, на среднемагистральных судах у конкурентов нет систем развлечений, добавляет он.
«Большинство европейских авиакомпаний уже предлагают интернет на дальнемагистральных рейсах, ожидается, что в том же направлении будет развиваться ситуация с ближними рейсами. Системы развлечений на среднемагистральных лайнерах пока встречаются редко, но этот тренд нарастет», – говорит партнер Bain & Company Андрей Панов.
В четверг British Airways сообщила, что в течение пяти лет запустит быстрый WiFi во всех классах на средних и дальних рейсах. «Будущее интернет-связи на борту, по-видимому, за моделью «фримиум» (условно бесплатно), когда интернет для пассажира будет бесплатным и будет субсидирован сторонним провайдером и/или авиакомпанией за счет продвижения товаров и услуг», – заключает Панов.