Malaysia Airlines определила новый курс развития

Новый гендиректор должен улучшить имидж авиакомпании, у которой в 2014 г. произошло две громкие катастрофы
Гендиректор Malaysia Airlines Кристоф Мюллер
Гендиректор Malaysia Airlines Кристоф Мюллер / Vincent Thian / AP

Перед немцем Кристофом Мюллером, который в мае стал гендиректором Malaysia Airlines, стоит тяжелейшая задача — улучшить имидж авиакомпании, у которой в 2014 г. произошло две громких авиакатастрофы. Однако у него уже есть опыт в этом деле, поскольку с его именем связывают трансформацию ирландской авиакомпании Aer Lingus, которой он руководил пять лет с 2009 г.

В марте 2014 г. над Индийским океаном исчез самолет Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH370 с 239 людьми на борту. Мюллер сравнивает это с крушением «Титаника» в 1912 г. Как отмечает Мюллер, тогда на поиск обломков корабля потребовалось около 70 лет, и теперь «люди не успокоятся, пока это не произойдет». Затем, в июле 2014 г., над территорией Украины был сбит другой самолет малазийской авиакомпании, на котором находились 298 человек.

Ребрендинг компании необходим, поскольку спрос на ее авиабилеты в Австралии и Китае по-прежнему слабый, говорит Мюллер. Но смена названия будет лишь одним из пунктов трехлетнего плана, направленного на то, чтобы сделать компанию прибыльной к 2018 г. Также план включает изменение сети маршрутов — вместо полетов между европейскими городами и Австралией компания сосредоточится на развивающихся странах Азии. Она уже отказалась от нескольких направлений, в том числе во Франкфурт, Стамбул и Брисбен. 

Но главное внимание будет уделено издержкам, которые Мюллер считает корнем финансовых проблем Malaysia Airlines. Она начала их испытывать еще задолго до прошлогодних катастроф. С 2010 г. компания терпит убытки из-за появления конкурентов-лоукостеров, например Air Asia, а в 2001-2014 гг. ее совокупный скорректированный чистый убыток составил 8,4 млрд ринггит ($1,96 млрд). «Привести издержки в порядок — это необходимое условие. С высокими расходами нельзя устанавливать конкурентные цены, при этом не получая убыток», - отмечает Мюллер.

Мюллеру уже удалось сократить расходы на оплату труда. В результате реструктуризации 1 сентября была образована новая авиакомпания Malaysia Airlines Berhad, и при этом количество ее сотрудников уменьшилось на 7000 до 13 000 человек. Теперь Мюллер собирается значительно уменьшить число поставщиков с примерно 20 000 компаний до более стандартных 2500 и договориться с ними о более выгодных контрактах. Причем она уже договорилась с Brahim’s Airline Catering о снижении стоимости поставки питания на 25%.

Ребрендинг будет говорить клиентам, что компания теперь предлагает новый продукт, утверждает Мюллер. «Не у многих авиакомпаний в мире есть такая возможность. Я часто слышу от коллег по отрасли, что они завидуют, что мы можем провести такую резкую перезагрузку», - говорит он.

Трехлетний план также предполагает трансформацию IT-системы, дешевые билеты для самостоятельных туристов и предоставление полного ряда услуг в бизнес-класcе. Такая более гибкая система может позволить авиакомпании конкурировать с лоукостерами и такими крупными авиакомпаниями, как Emirates. Но все эти изменения произойдут постепенно, предупреждает Мюллер: «Мы не хотим давать слишком больших обещаний. Вот почему я предпочитаю сначала изменить систему питания, затем установить новые сиденья, а затем предложить новый Wi-Fi. Это лучше, чем сделать все сразу, но не очень качественно».

Некоторые аналитики уверены, что Мюллер предпринимает верные шаги. «Новая стратегия разумна, но нет гарантий ее успеха, - считает Брэндан Соуби из Центра авиации Азиатско-Тихокеанского региона (CAPA). - Потребуется несколько лет, прежде чем мы узнаем, достаточно ли было сделано, чтобы преобразовать Malaysia Airlines и поставить ее наконец на устойчивый путь».

Но есть факторы, которые могут помешать авиакомпании стать безубыточной к 2018 г. В частности, это снижение курса ринггита к доллару США примерно на 30% в последние месяцы, поскольку за топливо, комплектующие и аренду самолетов авиакомпании обычно расплачиваются американской валютой. «Девальвация ринггита, к сожалению, негативно влияет на выполнение нашего плана. Но это не меняет задачу, это может только замедлить ее выполнение», - утверждает Мюллер.

Немец уверен, что сможет наладить дела Malaysia Airlines, как сделал это в Aer Lingus. Когда он пришел в ирландскую авиакомпанию в 2009 г., ей было сложно конкурировать с лоукостером Ryanair. Но Мюллер сократил ее издержки, увеличил число трансатлантических маршрутов, и ее в этом году за 1,36 млрд евро приобрела International Airlines Group, владелец British Airways. Как признается Мюллер, в Aer Lingus он понял, как важно сделать авиакомпанию привлекательным объектом для поглощения.

«Если бы мы никогда не были на вершине, я бы сказал, что это большая задача. Но Malaysia Airlines уже выигрывала всевозможные мировые награды за превосходный сервис. Поэтому на самом деле необходимо просто, чтобы сотрудники компании снова сделали это», - говорит Мюллер.

Перевел Алексей Невельский