Сеть «Азбука вкуса» впервые за 10 лет раскрыла свою доходность

Ритейлер получает больше всех с каждого полученного рубля, но не лидирует по эффективности
Перед «Азбукой вкуса» стоит задача сформировать уникальный ассортимент
Перед «Азбукой вкуса» стоит задача сформировать уникальный ассортимент / PhotoXPress

Последние 10 лет «Азбука вкуса» официально раскрывала только оборот. В этом же году ритейлер на встречах с инвесторами представил им финансовые результаты за 2014–2016 гг. Акционеры сети рассматривают возможность провести первичное размещение акций (IPO), пояснили человек, близкий к совладельцу компании, и два участника таких встреч. «Ведомости» ознакомились презентацией для инвесторов.

При небольшой (относительно гигантов торговли вроде «Магнита» и X5 Retail Group с триллионным оборотом) выручке в 49,8 млрд руб. «Азбука вкуса» – лидер среди публичных российских торговых сетей по валовой марже, т. е. доле, которая достается компании с каждого полученного рубля. За финансовый год, закончившийся 31 марта 2017 г., этот показатель у «Азбуки вкуса» составил 39,6%, свидетельствуют данные компании по МСФО. Последние три года он держится в районе 39–40% (см. график).

Перед «Азбукой вкуса» стоит задача сформировать уникальный ассортимент

У «Азбуки вкуса» много «уникальных товаров», большая доля алкоголя в выручке, объясняет столь высокие цифры представитель сети Андрей Голубков. Также растут продажи товаров под собственными брендами ритейлера, готовой еды, которую «Азбука вкуса» делает сама, перечисляет он: «Традиционно по этим направлениям маржа более высокая». Еще одна причина – высокая доля (около 40% наименований) импортных товаров в ассортименте, отмечает Голубков. Кроме того, перед «Азбукой вкуса» стоит задача не обеспечить самую низкую цену закупки и на полке, как у лидеров, а сформировать уникальный ассортимент, позволяющий отличаться от конкурентов и обосновывать более высокий уровень наценки и цены на полке, замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Держатели «Азбуки»

Бенефициарами 46,2% «Азбуки вкуса» являются ее основатели Максим Кощеенко и Олег Лыткин. 36,9% около года назад перешли Millhouse Романа Абрамовича и Invest AG Александра Абрамова, сказано на сайте «Азбуки вкуса». 11,9% – у кипрской VMHY Holdings, владельцами которой «Коммерсантъ» называл Алексея Масловского и Питера Хамбро. 5% – у менеджмента «Азбуки вкуса».

При этом рентабельность сети по EBITDA, которая показывает эффективность бизнеса до вычета процентов, налогов и амортизации, у «Азбуки вкуса» близка к средним показателям крупных сетей – 8,3% за прошлый фингод. Голубков объясняет это тем, что издержки на персонал торговых точек выше, чем в среднем по отрасли, – включая зарплаты и обучение сотрудников. Ритейлер инвестирует в рост сети, а затраты на аренду под магазины «Азбуки вкуса» намного выше, поскольку она открывается в дорогих местах, добавляет Бурмистров.

В материалах «Азбуки вкуса» сказано, что стоимость открытия одного супермаркета – 120 млн руб., компактного АВ Daily – 40 млн руб. Для сравнения: затраты на открытие супермаркета «Перекресток» составляют около 30 млн руб., добавляет Бурмистров. Последние несколько лет «Азбука вкуса» открывает в основном компактные магазины АВ Daily: в них около 6000 видов товара против 15 000 в супермаркете, средний чек – 510 руб. против 1600 руб., большая часть ассортимента – готовая еда.

Стоимость аренды торговых площадей для объектов «Азбуки вкуса» выше, чем у других ритейлеров, соглашается старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Эта сеть предлагает покупателю широкий ассортимент премиальных товаров и высокий уровень сервиса, что является ее конкурентным преимуществом и отражается в более высокой торговой наценке, рассуждает она.

К тому же до сих пор финансовые показатели «Азбуки вкуса» заметно ухудшали петербургские магазины, добавляет Бурмистров. В начале 2016 г. ритейлер закрыл крупный убыточный супермаркет по Всеволожске, уточняет эксперт, зато в остальных магазинах сопоставимые продажи росли двузначными темпами. По его словам, помогли адаптация ассортимента под вкусы местных покупателей, рост спроса со стороны китайских туристов и переезд в Петербург большей части департаментов «Газпрома» и «Газпром нефти», целевых клиентов «Азбуки вкуса».

В презентации «Азбуки вкуса» нет данных о чистой прибыли или убытках компании. Голубков этот вопрос комментировать отказался. По данным «СПАРК-Интерфакса», чистая прибыль ООО «Городской супермаркет», операционного юрлица магазинов «Азбуки вкуса», за 2016 календарный год – 1,5 млрд руб. против 141,3 млн руб. в 2015 г.

По словам источника, близкого к совладельцу ритейлера, если решение об IPO принято, то сделка возможна в начале 2018 г. или в конце 2017 г. – если появится очень высокий спрос. Представитель «Азбуки вкуса» комментировать планы размещения отказался.

В подготовке статьи участвовала Александра Терентьева