LavkaLavka продала инвесторам криптовалюту на $2 млн
Фермерский кооператив хочет привлечь $15 млн на ICOФермерский кооператив LavkaLavka подвел итоги первого этапа продажи собственной виртуальной криптовалюты – биокоинов. Предпродажа перед первичным размещением криптовалюты (ICO) прошла с 25 сентября до 8 октября, 50 биокоинов продавались за $1.
В первом раунде LavkaLavka собрала около $2 млн, рассказал «Ведомостям» основатель фермерского кооператива Борис Акимов. «Во время предпродажи мы получили около 13% всего размещения – почти вдвое больше, чем мы планировали изначально», – сообщил он. Всего LavkaLavka хочет привлечь около $15 млн.
Ранее LavkaLavka объявила о планах продажи биокоинов в несколько этапов: два раунда предпродаж в конце сентября – начале октября и два – основных продаж – 1–2 ноября и 3 ноября – 1 декабря. Предполагалось, что площадкой для ICO станет платформа «Восход» от НП РТС и Фонда развития Дальнего Востока, сообщал «Коммерсантъ».
Кто принес $2 млн
Всего в предпродаже LavkaLavka участвовало около 2100 человек, рассказал Акимов. Около 80% покупателей биокоинов от фермерского кооператива – небольшие инвесторы, потратившие на покупку от 3000 до 5000 руб., добавил он. В основном это российские инвесторы, отметил он, и в отличие от мировой практики, когда участники ICO расплачиваются криптовалютой, покупатели биокоинов LavkaLavka расплачиваются рублями.
Более крупных покупателей биокоинов – несколько десятков, продолжает Акимов: это люди с финансовыми ресурсами, владельцы бизнеса, лояльные клиенты, а также участники предыдущих проектов кооператива по модели краудфандинга.
Так, один из инвесторов в криптовалюту от фермерского кооператива – основатель сервиса Robokassa, позволявшего принимать платежи в интернете, Олег Покровский. По его словам, он не инвестировал в какие-либо криптовалюты ранее: «У меня фермерское хозяйство в Заокском районе Тульской области. <...> Нам в сельском хозяйстве сейчас не до этого [не до инвестиций в криптовалюту]». По его словам, купить биокоины он решил, поскольку в этом случае вопрос не в криптовалюте как таковой, а в формировании LavkaLavka сообщества людей. «Мы стараемся покупать продукцию друг у друга, чтобы друг друга поддерживать. Мой знакомый сыровар в Заокском районе тоже купил биокоины. Для меня это глобальная система лояльности. Купив биокоины, я могу потратить их на продукцию знакомых фермеров. Мы все ценим это общение и этот круг», – рассказал «Ведомостям» Покровский.
Некоторые инвестировали в фермерскую криптовалюту из профессионального интереса. «Я занимаюсь исследованием blockchain-технологий как доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» РАНХиГС. Выбрал инвестиции в сертификаты «биокоин» после того, как начал изучать их [ LavkaLavka] планы, а до этого был просто их клиентом», – пояснил «Ведомостям» Алексей Катрич. Также он работает заместителем гендиректора компании «Техносерв консалтинг», а ранее являлся управляющим директором департамента развития ИТ Сбербанка. По словам Катрича, такие вложения в LavkaLavka «позволят развиваться малому и среднему бизнесу за счет системы лояльности biocoin».
Серая зона для ICO
Неурегулированность рынка тормозит приход более крупных системных инвесторов, признает Акимов. «Все, что поступает к нам в рублях, – это абсолютно белые деньги, мы пробиваем чеки, платим налоги. Электронный сертификат с идентификатором может быть отоварен у нас и наших партнеров. Это не какая-то необеспеченная спекуляция», – подчеркивает он.
Но все средства в криптовалюте, которые на биокоины LavkaLavka тратят покупатели, «пока под вопросом», в российском правовом пространстве не ясно регулирование, констатирует Акимов. «Мы ждем старта ICO на «Восходе». Если оно произойдет, оно будет первым легальным ICO в России», – оптимистично настроен основатель кооператива.
В сентябре активность фермеров в сфере криптовалют уже привлекла внимание правоохранительных органов. Так, 12 сентября представители Лефортовской межрайонной прокуратуры посетили фермерский кооператив LavkaLavka из-за начавшегося ICO компании, сообщал Акимов на своей странице в Facebook. Представители прокуратуры просили объяснить, что такое и как работают биокоины, рассказывал он. Тогда сотрудники LavkaLavka поясняли им, что биокоин – своеобразный сертификат на продукцию кооператива, благодаря которому идет взаимозачет услуг организации и ее поставщиков.
Пока же сложилась неоднозначная ситуация, отмечает Акимов. В начале сентября полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев анонсировал запуск торгов на «Восходе», а позднее Центробанк рекомендовал НП РТС отказаться от расчетов в криптовалютах.
«Сейчас идет дискуссия, мы в этой ситуации можем только молиться криптобогу, чтобы мы смогли провести ICO на «Восходе», – шутит Акимов. Если ICO состоится, оно даст возможность инвестировать в биокоины китайским инвесторам, которые на родине ограничены в таких возможностях, а для LavkaLavka – финансировать развитие фермерства и, в частности, проектов на Дальнем Востоке, надеется он.