Минтранс хочет лишать непунктуальные авиакомпании международных рейсов
Это первое предложение чиновников по усилению ответственности авиакомпаний после коллапса «ВИМ-авиа»Такие изменения предлагает внести Минтранс в регламент Росавиации по допуску авиакомпаний на международные направления (документ опубликован во вторник на портале regulation). Если в текущем сезоне IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта; сезон IATA длится примерно полгода) по вине авиакомпании допущены многократные задержки рейсов, то межведомственная комиссия при Минтрансе (выдает и отзывает допуски) может внести ограничения в ранее выданный допуск на регулярные и/или чартерные перевозки.
Это первое после коллапса «ВИМ-авиа» предложение Минтранса по усилению ответственности авиакомпаний за невыполнение обязательств перед пассажирами. Вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что также будет разработан законопроект, который установит более жесткую систему контроля за финансовым состоянием авиакомпаний и обеспечит страхование пассажиров от подобных ситуаций.
«ВИМ-авиа» испытывает нехватку оборотных средств, что обнаружилось 22 сентября, когда аэропорт «Домодедово» отказался дальше заправлять ее в долг, – у компании пошли массовые срывы всего расписания, она прекратила продажи билетов и сейчас с помощью других авиакомпаний вывозит своих пассажиров. Ее сертификат эксплуатанта может быть приостановлен, в январе – августе она перевезла 1,8 млн пассажиров (10-е место среди российских авиакомпаний).
Сейчас комиссия может отозвать допуск, если авиакомпания лишилась сертификата эксплуатанта, сама отказалась от допуска или не летает по нему два сезона IATA подряд. Из документа Минтранса непонятно, будут ограничения относиться к тем направлениям, по которым произошли задержки, или сам факт задержек может стать поводом для ограничений на любые международные допуски.
Представитель Минтранса на запрос не ответил. «В кулуарах обсуждалось, что ограничивать или отзывать допуски будут по тем направлениям, где допущены задержки. Иначе как определять, какие направления отзывать?» – говорит федеральный чиновник.
Цена краха «ВИМ-авиа»
2,15 млрд руб. – во столько может обойтись бюджету и «Аэрофлоту» перевозка пассажиров «ВИМ-авиа». 1,85 млрд руб. на финансирование полетов самой «ВИМ-авиа» может направить «Аэрофлот» из транссибирских роялти. 98 млн руб. «ВИМ-авиа» уже выделил резервный фонд правительства на топливо. В бюджет 2018 г. будет заложено 200 млн руб. на компенсации авиакомпаниям, которые перевезут пассажиров «ВИМ-авиа» своими бортами
В мае – июне «ВИМ-авиа» уже задержала почти 200 рейсов и отменила часть чартерной программы (сорвав отпуск 100 000 туристов). На основании предлагаемых поправок ее могли бы лишить допусков на полеты за рубеж, прежде всего в Турцию – ее самое массовое международное направление.
«Если авиакомпания по своей вине многократно задерживает рейсы, то причины могут быть в нехватке самолетов, экипажей или оборотных средств – каждая из них является нарушением сертификационных требований, т. е. дает основание Росавиации после проверки принять меры», – рассуждает исполнительный директор «Руслайна» Дмитрий Ештокин. Менеджеры трех авиакомпаний утверждали ранее, что после майских событий Росавиация могла приостановить у «ВИМ-авиа» сертификат эксплуатанта.
Предложение Минтранса нуждается в уточнении: например, что понимается под многократными задержками, как будут считать задержанные рейсы – абсолютное количество или относительно всех рейсов авиакомпании, говорит директор по связям с общественностью «Азур эйр» Анастасия Матюшина. В августе, по данным Росавиации, больше всего регулярных рейсов задержали «Уральские авиалинии» (439) и «Аэрофлот» (297), но на фоне общего числа полетов это соответственно 7,47 и 1,36% (один из лучших в отрасли). Представитель «Аэрофлота» предложения не комментирует. Получить комментарии «Уральских авиалиний» во вторник вечером не удалось. «ВИМ-авиа» в августе задержала 190 рейсов, или 19,45% от общего числа, – абсолютно худший результат.
«Задержки тоже бывают разные: что хуже – задержать шесть рейсов на два часа или два рейса на сутки, нужно разработать четкие критерии, за что наказывать. Иначе требования могут стать инструментом нерыночной конкуренции», – рассуждает менеджер российской авиакомпании. «Действенные меры – это реальный мониторинг финансового состояния и введение ответственности владельцев авиакомпаний. Забирать допуски, когда пошли задержки рейсов, – это реагировать на проблему, которая уже случилась. Против владельцев «Трансаэро» супругов Плешаковых не было возбуждено уголовное дело, что создало ощущение свободы у некоторых участников отрасли», – рассуждает менеджер российской авиакомпании.