«ВИМ-авиа» неэффективно использовала флот

Около трети ее самолетов не летали, еще часть эксплуатировалась в треть силы
И часть летающих самолетов использовалась плохо
И часть летающих самолетов использовалась плохо / Евгений Егоров / Ведомости

На выходных 10-я по количеству перевезенных пассажиров в России авиакомпания «ВИМ-авиа» чуть не встала из-за отсутствия средств. Лишь только помощь государства, туроператоров, других авиакомпаний и аэропорта «Внуково» позволила вывезти некоторых пассажиров перевозчика и частично возобновить полеты самой «ВИМ-авиа».

Как выяснили «Ведомости», причиной коллапса среди прочего могло быть и неэффективное использование самолетов. У «ВИМ-авиа» в парке, по данным Росавиации, 29 самолетов: 17 широкофюзеляжных (Boeing 777, Boeing 767 и Airbus 330) и 12 узкофюзеляжных (Airbus 319, Boeing 757 и Boeing 737). Ресурс flightradar24, который отслеживает перемещение судов гражданской авиации по всему миру, дает число в 28 судов. По его данным, девять самолетов, в том числе четыре Boeing 777 (самые вместительные и дорогостоящие в парке «ВИМ-авиа»), вообще не летали как минимум с 21 сентября. Это говорит о серьезных проблемах авиакомпании и могло подтолкнуть ее к разорению, считают топ-менеджеры двух авиакомпаний.

Но и часть летающих самолетов использовалась плохо. Один из А330 за четыре дня совершил всего три рейса, 24 сентября его не выпустили из аэропорта французского города Тарб. Для сравнения: второй А330 выполнял по 3–4 рейса ежедневно, в основном в Анталью.

Один В777 выполнил за неделю всего два рейса – из Льежа в Москву и обратно, 25 сентября его остановили в бельгийском аэропорту за долги. Один В777 за пять дней с 21 по 25 сентября летал только 5 раз, причем трижды – на короткие расстояния. Другой В777 выполнил такие же полеты, но за четыре дня. Это очень мало, хороший показатель для импортного самолета – 400 часов в месяц (13 в сутки), а для широкофюзеляжного в летний сезон – даже 450 (15 в сутки), говорит топ-менеджер чартерной авиакомпании. У этих судов «ВИМ-авиа» в последние дни, не считая арестов в аэропортах, получалось в лучшем случае 5–6 часов в сутки.

Деньги нашлись

Вице-премьер Аркадий Дворкович подписал директиву членам совета директоров «Аэрофлота» (у государства 51,17% компании) голосовать за финансирование деятельности «ВИМ-авиа» в счет взаиморасчетов «Аэрофлота» с отраслью. Это означает, что «Аэрофлот» направит «ВИМ-авиа» часть транссибирских роялти, утверждают три человека, близких к оперативному штабу по «ВИМ-авиа». На эти цели «Аэрофлот» может направить почти 2 млрд руб., добавляют два собеседника.

И лишь 10 самолетов (каждый третий) «ВИМ-авиа» всю неделю летали активно, выполняя по 3–4, а иногда и пять рейсов в сутки.

Эффективно использовать флот мешало плохое техническое состояние самолетов, говорят менеджеры двух крупных аэропортов. Не хватало и пилотов, что сейчас характерно для всей российской авиации. В какой-то момент у «ВИМ-авиа» на 12 Boeing 777 было около 30 экипажей – более чем вдвое меньше, чем нужно для приемлемого налета, считает топ-менеджер чартерной компании.

Представитель Росавиации отмечает, что в летной годности у «ВИМ-авиа» сейчас 17 самолетов. Представитель авиакомпании утверждает, что 25.