Российские виноделы обвинили «Аэрофлот» в отсутствии патриотизма

Они пожаловались в ФАС на закупку авиакомпанией иностранных вин для бизнес-класса
Тот факт, что крупная авиакомпания обходит их стороной, может служить стимулом российским виноделам улучшать качество продукции
Тот факт, что крупная авиакомпания обходит их стороной, может служить стимулом российским виноделам улучшать качество продукции / Е. Кузьмина / Ведомости

Саморегулируемая организация (СРО) «Виноградари и виноделы» (объединяет виноделов юга России) отправила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо с просьбой обратить внимание на закупки вин для пассажиров бизнес-класса «Аэрофлота», крупнейшей авиакомпании, подконтрольной государству. «Ведомости» ознакомились с копией письма. Председатель СРО Николай Пинчук подтвердил его отправку. В ФАС, по словам ее представителя, оно не поступило.

Размер контракта впечатляет (см. врез), говорится в письме СРО в ФАС, удивительно, что «Аэрофлот» закупает только импортные вина, когда в России есть вина премиального качества, которые могут быть закуплены по такому контракту.

«Аэрофлот» выбирает для бизнес-класса импортное вино, потому что пока российские производители не могут предложить товара, равного по качеству, в необходимом количестве и в той же ценовой категории, что и импортные поставщики, объясняет представитель авиакомпании: при равном качестве вино российских производителей выйдет значительно дороже. «Пассажир бизнес-класса привык к вину высокого подтвержденного уровня качества, и мы должны быть уверены, что оправдаем эти ожидания», – объясняет он.

Выпить на борту

Поставщик бортового питания «Аэрофлоту» объявил тендер более чем на 1 млн бутылок красного и белого вина производства Италии, Испании, Франции и Нового Света – для пассажиров бизнес-класса, по данным сайта госзакупок. Контракт двухлетний, вина – категории контролируемого по происхождению наименования. Бутылка белого не должна быть дороже 931,4 руб., красного – 753,4 руб., общая стоимость контракта – 1,15 млрд руб.

Поставщики «Аэрофлота», видимо, не потрудились узнать, чего достигло российское виноделие: 9 млн бутылок премиального вина по доступной цене выпускается в год, сообщает президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович, тот, кто принимает такие решения, не верит в российских виноделов и поступает непатриотично. Контракт противоречит прошлогоднему постановлению правительства о приоритете российских товаров перед иностранными, вторит ему Пинчук.

В бизнес-классе «Аэрофлота» на внутренних линиях есть игристое вино «Абрау-Дюрсо», в эконом-классе – российское вино, перечисляет представитель компании. Представитель «Абрау-Дюрсо» подтверждает сотрудничество с «Аэрофлотом». Авиакомпания не нарушает постановления правительства: когда российские вина будут удовлетворять ее требованиям, их включат в перечень для бизнес-класса, заверил ее представитель.

Российские тихие вина можно в качестве эксперимента предложить на выбор пассажиру, считает владелец производителя и дистрибутора вина «Легенда Крыма» Михаил Штырлин: отечественное вино на подъеме, есть что предложить. Но тот факт, что крупная авиакомпания обходит их стороной, может служить стимулом российским виноделам улучшать качество продукции, считает он.

В России есть премиальные вина, но пока в небольшом количестве, трудно обеспечить необходимые поставки, согласна с «Аэрофлотом» представитель группы «Абрау-Дюрсо» Дарья Домостроева: российское вино объективно дороже – производство требует больших инвестиций, предложение ограничено, смысла снижать цены нет. Например, премиальное вино «Усадьба Дивноморское» стоит более 2000 руб. за бутылку, говорит она. Не так много компаний может подтвердить и качество – получение лицензий на производство вин защищенного географического указания и наименования места происхождения началось совсем недавно, заключает Домостроева.

Представители Минфина и Минсельхоза на запросы не ответили.