Продавцы зарубежных туров с учебой избегают реестра туроператоров

Для клиентов это риск остаться без поддержки в случае проблем
После сокращения потока клиентов в четыре раза и роста тарифов страховщиков взносы стали неподъемными для малых компаний, сетует владелец компании в сфере образовательного туризма/ Pixabay

В России работает около 200 компаний в сфере образовательного туризма за рубежом, по подсчетам одного из участников рынка – Jey Study. Наиболее востребованы детские летние лагеря с изучением языка в Великобритании, США, Ирландии, на Мальте и др., перечисляет гендиректор Jey Study Кирилл Хрипунов. Но компании, состоящие в реестре туроператоров, можно пересчитать по пальцам, замечает он, хотя согласно вступившим в силу поправкам в закон о туризме с начала 2017 г. это серьезное нарушение.

С 1 января 2017 г. вступили в силу поправки, регулирующие деятельность туроператоров. Туроператоры выездного туризма обязаны состоять в реестре, отчисляя в специальный фонд «Турпомощи» от 50 000 до 500 000 руб., в фонд персональной ответственности – 1% общей цены выездного продукта, а также ежегодно тратить около 1 млн руб. на страховку, пока не будет сформирован фонд персональной ответственности в 7% годового оборота. Необходимость в этом возникла, объясняли чиновники, после череды банкротств туроператоров и сорванных отпусков тысяч россиян.

Все, что связано с реестром туроператоров, инициировано крупным бизнесом в классическом туризме, чтобы выдавить с рынка мелких игроков, убежден менеджер по продажам «Тринити трэвэл» Андрей Смирнов. А образовательные агентства просто попались под руку, считает он. После сокращения потока клиентов в четыре раза и роста тарифов страховщиков взносы стали неподъемными для малых компаний, сетует владелец компании в сфере образовательного туризма. Она отказалась от участия в реестре. Больше клиентов стали сами бронировать перелет и жилье, поэтому формально компания не является туроператором, а оказывает консультационные услуги по выбору учебного заведения, считает он.

Корреспондент «Ведомостей» как клиент, желающий поехать на языковые курсы за границу, опросил несколько таких фирм. Все они предлагают оформить договор оказания услуг по организации поездки и консультации. Так, в «Тринити трэвэл» и «Международном образовательном клубе» объяснили, что, по сути, продается туристический пакет услуг, но он оформляется другим договором. Гендиректор фирмы «Канцлер» Юрий Бейкер сказал «Ведомостям», что его компания не туристическая – она содействует в организации учебы за рубежом.

Если фирма рекомендует клиенту, в какой университет поступать, ей не нужно быть в реестре туроператоров, подтверждает Хрипунов из Jey Study. Если же она отправляет хоть одного ребенка, купив билет, это формирование турпродукта и туроператорская деятельность, подчеркивает он. Jey Study зарегистрирована в реестре туроператоров.

Деньги на учебу

2500 евро на человека составляет средняя стоимость пакета образовательного тура, сообщила «Вестнику АТОР» Елена Борисова из Pac Group. Средняя глубина продаж образовательных туров, по информации туроператора, – пять месяцев, средняя продолжительность программ – две недели

Смирнов подчеркивает: клиенты «Тринити трэвэл» приобретают авиабилеты сами, авиакассы у компании нет. Пакет без авиабилета не турпродукт, для его продажи достаточно быть просто агентом, объясняет он.

Гендиректор туроператора «Вип сервис» и помощник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин подтверждает: турпродукт – это «билет плюс проживание», а турагентства в отличие от туроператоров освобождены от обязательных выплат в фонды. Правда, по его словам, зачастую небольшие туркомпании, работающие под видом турагентств, для клиента за вознаграждение покупают билет на сайте авиакомпании, а проживание бронируют напрямую в отелях. Тогда это, по сути, турпродукт, а его продавец работает как туроператор, но без страхового покрытия, резюмирует он. С ним соглашается основатель юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов.

Все зависит от того, как компания оформляет услуги, объясняет директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко: если она не зарегистрирована в реестре как туроператор, то туристам не помогут в «Турпомощи» в случае проблем. Начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков говорит, что все зависит от каждого договора.

Клиенты таких фирм рискуют, говорят гендиректор «Юридического центра Шалоносова Эдуарда» Эдуард Шалоносов и Горин. При непредвиденных обстоятельствах (не прошла бронь жилья или не выкуплен билет) клиент не сможет рассчитывать на поддержку «Турпомощи» и страховые выплаты, замечает Горин. Пока никто в «Турпомощь» с проблемами от «образовательного туризма» не обращался, говорит Осауленко.

Представитель «Международного образовательного клуба» на запрос не ответил.