Проект «Роснефти» ВНХК не нашел поддержки у чиновников

Минэкономразвития считает, что он не окупится за 25 лет
Покупателями продукции ВНХК должны стать в основном азиатские страны
Покупателями продукции ВНХК должны стать в основном азиатские страны / Eduard Korniyenko / REUTERS

Минэкономразвития 30 июня направило в правительство заключение о проекте «Роснефти» – Восточном нефтехимическом комплексе (ВНХК) в Приморском крае. «Ведомостям» удалось ознакомиться с документом, его подтвердил федеральный чиновник.

Из заключения следует, что внутренняя норма доходности ВНХК составляет 14,1%. Это ниже ставки дисконтирования в 14,8%, которая использовалась независимым оценщиком для оценки стоимости «Роснефти» во время ее приватизации в декабре 2016 г., а также соответствует средневзвешенной стоимости капитала компании, пишет замминистра экономического развития Николай Подгузов. «Проект не обеспечивает необходимую норму доходности для инвестора», – делает он вывод.

Проект с учетом дисконтирования денежных потоков не выходит на окупаемость в прогнозном периоде – 25 лет. «При текущих параметрах проект характеризуется отрицательными показателями эффективности даже при предоставлении государственной поддержки и не удовлетворяет требованиям о возвратности и доходности вложенных средств», – отмечает Подгузов. О какой форме господдержки идет речь, в письме не уточняется. В 2014 г. «Роснефть» просила выделить средства на ВНХК из фонда национального благосостояния, затем отозвала заявку.

["Кто заплатит", "за трубу"]

ФАС предлагает строить трубы не за счет инвестпрограммы «Транснефти», а за счет долгосрочного тарифа, а в договоре между «Транснефтью» и «Роснефтью» закрепить ответственность за нарушение сроков ввода ВНХК. В проекте расширения ВСТО «Транснефть» учла до 12 млн т нефти для ВНХК, отвод от предприятия до трубы должна строить «Роснефть», считает монополия.

Минэкономразвития советует «Роснефти» оптимизировать капитальные вложения, что «позволит сбалансировать финансово-экономическую модель ВНХК и приведет к его окупаемости».

Стоимость ВНХК мощностью 30 млн т, включая инфраструктуру, оценивается примерно в 1,5 трлн руб. Мощность нефтепереработки составит 12 млн т в год (запуск в 2020 г.), по производству нефтехимической продукции – 3,4 млн т.

ВНХК ориентирован на экспорт. Международное энергетическое агентство (МЭА) оценивало перерабатывающие мощности в мире в 2015 г. в 94,8 млн барр. в сутки (треть находится в странах АТР). К 2040 г. они увеличатся почти на 15% до 110,9 млн барр. в сутки, в азиатских странах вырастут на четверть (наибольший рост среди других регионов) до 42 млн барр. в сутки. При этом Китай и Индия станут чистыми импортерами нефтепродуктов, несмотря на то что их нефтеперерабатывающие мощности увеличатся в 1,3 раза до 17,7 млн барр. в сутки и в 1,7 раза до 7,8 млн барр. в сутки соответственно.

В прошлом году «Роснефть» договорилась с китайской ChemChina о создании совместного предприятия для реализации проекта ВНХК. «Создание СП позволит нам эффективно выстроить структуру развития одного из самых перспективных нефтехимических проектов мира, обладающих прямым доступом к рынку АТР», – говорил тогда главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. «Роснефти» самой будет сложно построить ВНХК, ей нужен партнер, говорит аналитик «Атона» Александр Корнилов. У компании большая инвестпрограмма (1,1 трлн руб. в 2017 г., 1,3 трлн руб. в 2018 г. – «Ведомости»), значительная часть которой пойдет на добывающие проекты в Восточной Сибири. Чистый долг «Роснефти» на конец марта 2017 г. составлял $34,8 млрд, отношение к EBITDA – 1,6.

По прогнозу МЭА, к 2040 г. мощность российской нефтепереработки увеличится всего на 1,6% до 6,3 млн барр. в сутки. Отрасль пострадала из-за налогового маневра, снижения цен на нефть, напоминает Корнилов. С 2015 по 2016 г. маржа сократилась в 2 раза до $1,7 за баррель, пишут эксперты Vygon Consulting. Но в этом году они ожидают рост до $3, а в 2018 г. – до $3,3 за баррель в связи с восстановлением цен на нефть и модернизацией заводов.

Представители Минэнерго, Минэкономразвития отказались от комментариев, Минтранса, ФАС, «Газпрома», РЖД, «Роснефти» не ответили на запросы «Ведомостей».