«Роснефть» хочет построить терминал для ВНХК чужими руками
Строить его должен сторонний инвестор, но полного возврата средств не будет«Роснефть» представила чиновникам финансово-экономическую модель и план развития инфраструктуры Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Документы обсуждались 30 марта в Минэнерго. «Ведомостям» удалось ознакомиться с протоколом совещания, утвержденным замминистра энергетики Кириллом Молодцовым. Содержание документа подтвердил чиновник.
Из протокола следует, что на первом этапе в составе ВНХК предполагается создание нефтеперерабатывающего завода (1-я и 2-я очереди) стоимостью 658,7 млрд руб. и инфраструктуры (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, железнодорожные и автомобильные переходы и подготовка территории) стоимостью 129,3 млрд руб. В состав инфраструктуры «Роснефть» включила строительство морского терминала мощностью 3,5 млн т. Он обойдется в 55 млрд руб. (без НДС – в 46,6 млрд руб.).
При этом терминал должен построить сторонний инвестор и передать его в пользование ЗАО «ВНХК» («дочка» «Роснефти»). Компания возместит затраты инвестору. Она обещает в течение 30 лет каждый год перечислять 1,6 млрд руб. То есть всего предполагается выплатить инвестору 48 млрд руб.
Положительное заключение «Главгосэкспертизы» на весь проект «Роснефть» ожидает в апреле-мае, указано в документе.
Представитель «Роснефти» на запрос «Ведомостей» не ответил.
ФГУП «Росморпорт» отказалось согласовывать проект строительства терминала. Оно указало, что в сумме компенсации инвестора не учтены НДС, стоимость привлечения капитала (проценты по кредиту, расходы по лизингу и т. д.), доходность, налог на прибыль с доходов от сдачи имущества в пользование «Роснефти». «Представленная модель позволяет сделать вывод о неэффективности проекта. Рассчитанный чистый приведенный доход отрицательный», – заключил «Росморпорт». Он считает, что следует проработать возможность транспортировки продукции завода через существующие терминалы портов Находка, Восточный и Владивосток.
Минэнерго попросило предоставить вариант модели без господдержки проекта. Ранее «Роснефть» просила средства из ФНБ для ВНХК. Минэкономразвития ждет от компании информацию о таможенных и налоговых поступлениях в бюджет до 2036 г. и результаты маркетинговых исследований потенциальных рынков сбыта продукции.
У Минэкономразвития действительно возник ряд вопросов к финансово-экономической модели ВНХК, подтверждает представитель министерства: «Оценка финансово-экономической модели будет дана после рассмотрения ответов на данные вопросы». «Росморпорт» и Минэнерго не ответили на запросы «Ведомостей».
Масштабный проект
Ожидается, что ВНХК будет построена в районе пади Елизарова Партизанского муниципального района Приморского края. Общая стоимость завода мощностью 30 млн т, включая инфраструктуру, оценивается в сумму около 1,5 трлн руб. В рамках 1-й и 2-й очередей нефтеперерабатывающая мощность составит 12 млн т в год, по производству нефтехимической продукции – 3,4 млн т.
Строительство нового терминала может быть нелогичным, так как потребует больших средств на строительство железнодорожных подходов и причальных сооружений, говорит директор по развитию Portnews Надежда Малышева. У «Роснефти» в Находке есть и собственный терминал для перевалки нефтепродуктов мощностью 7,5 млн т в год, его целесообразно расширить, считает эксперт.
«Роснефть» пока не может договориться с «Газпромом» о поставке газа (потребность – 2,3 млрд куб. м) на ВНХК. Зампред правления монополии Валерий Голубев недавно уверял, что у «Роснефти» есть свой газ и она может его использовать для ВНХК. Нефтяная компания не сможет сама обеспечить газом завод, так как она все ресурсы газа с Дальнего Востока направляет потребителям Сахалинской области и Хабаровского края, где является основным поставщиком газа, говорила вице-президент «Роснефти» Влада Русакова.
ВНХК будет более жизнеспособна, если в проекте будут участвовать иностранные компании, полагает аналитик Сбербанка Валерий Нестеров. В прошлом году «Роснефть» договорилась с китайской ChemChina о создании совместного предприятия для реализации проекта ВНХК. Зарубежные партнеры могут не только привлечь финансирование, но и помочь с реализацией продукции на внешних рынках. «Рынки сейчас затоварены. Переработка развита в Южной Корее и Японии, поэтому конкурировать сложно», – отмечает Нестеров. В то же время российский рынок очень емкий, но основные потребители находятся в европейской части России. Нестеров считает, что проект ВНХК будет обладать синергетическим и мультипликативным эффектом для экономики, позволит развивать сотрудничество со странами АТР. «Стратегически проект важный, но уверенности, что он будет успешным, пока нет», – заключает он.