Россияне резко нарастили покупки в онлайн-магазинах ЕС
Этому помогли укрепление рубля и отложенный спросРоссияне потратили на покупки в интернете за I квартал 2017 г. 240 млрд руб., подсчитали эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; объединяет крупных российских продавцов в интернете – от Ozon и Lamoda до Otto Group и Auchan). Рост трат составил 14% (в первом полугодии прошлого года траты выросли на 26%).
Траты в зарубежных магазинах росли почти втрое быстрее, чем в российских, свидетельствуют данные АКИТ: трансграничная онлайн-торговля выросла на 26%, а внутрироссийская – на 9%. Отчетливо стала заметна новая тенденция – прирост доли европейских интернет-магазинов, отметил президент АКИТ Алексей Федоров.
Доля европейских покупок в зарубежном онлайн-шопинге за январь – март 2017 г. достигла 27%. За тот же период год назад показатель составлял 21%, по итогам всего 2016 года – 23%, по оценке АКИТ. А в денежном выражении рост онлайн-покупок в ЕС превысил 60% – до 24 млрд руб., следует из данных ассоциации.
Другие аналитики рынка, Data Insight, не приводят точных данных по доле онлайн-покупок россиян в ЕС. «Но восстановление спроса на европейском направлении есть, об этом говорят многие данные», – отмечает партнер компании Борис Овчинников. Например, один из крупнейших британских онлайн-ритейлеров одежды и аксессуаров Asos за шесть месяцев, закончившихся 28 февраля 2017 г., отчитался о «выдающихся показателях» российского рынка: продажи выросли более чем на 200%, а приток новых клиентов был исторически рекордным.
Аналитики АКИТ считают, что рост доли европейских онлайн-покупок связан в первую очередь с тем, что, «распробовав все преимущества онлайн-шопинга на недорогих китайских товарах, потребители постепенно стали обращаться к более качественной европейской продукции». Овчинников из Data Insight считает, что первопричина – укрепление рубля и удешевление товаров в евро для российских покупателей.
Европейские и китайские онлайн-магазины – это два совершенно не конкурирующих сегмента рынка, считает Овчинников: «В китайских магазинах зачастую действительно покупаются дешевые и не очень качественные товары – либо из любопытства, либо из желания сэкономить».
А европейские онлайн-магазины, продолжает он, востребованы у более состоятельной аудитории, которая покупает более дорогую брендированную продукцию, в том числе товары, которых нет в официальной продаже в России. «В этом плане европейские магазины – больший конкурент для российского интернет-ритейла, чем китайские», – отмечает эксперт.
У крупнейших российских онлайн-ритейлеров продажи продолжают расти. У «Ситилинка» в I квартале оборот вырос на 25% в сравнении с аналогичным периодом 2016 г., говорит директор сети Александр Лозовский: «Динамика в нашей сети стабильная: в III квартале прошлого года оборот рос на 27%, в четвертом – более чем на 20%». У интернет-ритейлера Ozon.ru оборот за полгода вырос более чем на 30%, говорит его представитель Мария Назамутдинова: «Растут продажи электроники, продуктов питания и одежды. Прогноз на второе полугодие – также рост на 30%».
Спрос на технику и электронику, которые обеспечивают 33% продаж всего рынка, растет намного медленнее. По оценке АКИТ, продажи таких товаров за I квартал выросли на 3,7%, по оценке «М.видео» – на 5,3%.
У крупнейшего ритейлера техники и электроники в стране интернет-продажи росли быстрее рынка, говорит представитель «М.видео» Валерия Андреева: +6% за I квартал. За полгода «М.видео» ждет двузначных показателей роста онлайн-выручки, добавила Андреева.
Начало года обычно не самый активный период для покупок, считают эксперты АКИТ и ждут ускорения оборотов. Прогноз ассоциации интернет-торговли на год – рост более 20% до 1,15 трлн руб.
Самые активные – II и IV кварталы, отмечает Алексей Федоров. «Это связано с масштабными распродажами и надвигающимися зимними праздниками. Скачок во II квартале продиктован активной подготовкой потребителей к лету. Увеличение оборотов произойдет за счет существующего потенциала, и рост в 20% более чем реален», – убежден он.
Потребитель довольно долго сокращал необязательные траты, напоминает Лозовский. «Полтора года россиянам потребовалось для того, чтобы осознать себя в новых экономических реалиях. Закономерно, что за это время успел сформироваться отложенный спрос», – говорит он.