Мировые продажи люксовых товаров вновь вырастут в 2017 году

Прошлогоднее падение случилось из-за выборов в США и антикоррупционных кампаний в Китае
Вся надежда на китайцев
Вся надежда на китайцев / Andy Wong / AP

Глобальный рынок предметов роскоши для личного пользования (одежда, обувь, аксессуары и проч.) 2017 г. вырастет на 2–4% до 254–259 млрд евро, подсчитали аналитики Bain & Co и итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Altagamma. В прошлом году мировой рынок люкса упал на 1%, основная причина – падение спроса со стороны Китая и США. На первую страну повлияли замедление экономического роста, антикоррупционные кампании и слабый юань, на вторую – экономическая нестабильность в период президентской гонки и сильный доллар, напоминает эксперт по ритейлу и рынку товаров класса люкс Bain & Co Ирина Куликова.

Правда, лидеры на рынке люксовых товаров сдержаннее в оценках. Президент крупнейшего в мире производителя товаров класса люкс, LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton, Бернар Арно заявил во время январской телеконференции, что с осторожностью относится к 2017 году после успешного 2016-го, когда группа получила рекордную чистую прибыль в 3,9 млрд евро (+11%) при росте выручки на 5% до 37,6 млрд евро: «Магазины полны, и мы не знаем, каким будет спрос». На мировой рынок люкса, по его мнению, могут оказать негативное влияние последствия Brexit в Великобритании, новые налоги в США и нестабильность валют.

Больше всего люксовых товаров продается на локальных рынках – 53%, согласно исследованию Bain & Co и Altagamma. Такие же данные у старшего менеджера департамента консультирования по налогообложению и праву Deloitte Оксаны Кожиной. Хотя до 2016 г. больше половины продаж люксовых брендов обеспечивали туристы, уточняет Куликова: изменения произошли из-за экономической нестабильности в ряде стран, девальвации локальных валют, террористических угроз в Европе и госмер по поддержанию локального рынка. В Китае правительство активно боролось с серым рынком люкса и принимало меры по контролю стоимости ввозимых товаров. В России, в свою очередь, стало выгоднее покупать товары известных люксовых брендов после девальвации рубля.

Роскошь в сети

Мировые бренды люксовых товаров обратили внимание на популярный китайский мессенджер WeChat. Здесь уже продают продукцию Longchamp и Burberry, LVMH, Givenchy и Dior пока тестирует платформу, пишет The Wall Street Journal. Согласно исследованию Bain & Co и Altagamma, онлайн остается самым быстрорастущим каналом продаж – более 10% в год.

Последние годы китайцы – основные потребители товаров роскоши: на них приходится треть общих глобальных затрат, на жителей Европы и США, вместе взятых, – около 42%, говорит Куликова. Bain & Co прогнозирует, что к 2025 г. китайские покупатели обеспечат 35% всех трат.

Развивающиеся страны продолжают значительно влиять на рост мирового рынка, по данным Deloitte. В России, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах доля потребителей, заявляющих, что они увеличили траты на люксовые покупки за последние пять лет, составила 70% против 53% в США, Европе и Японии, добавляет Кожина.

В 2016 г. российский рынок товаров роскоши для личного потребления составил 3,2–3,3 млрд евро, по словам Куликовой. В 2017 г. рост может составить до 2% в евро, продолжает она: с одной стороны, есть вероятность, что в стране заработает система возврата НДС (tax free), с другой – прогнозы изменения макроэкономических индикаторов остаются скромными. По оценкам Fashion Consulting Group (FCG), российский рынок люкса в 2016 г. равнялся 229,6 млрд руб. (+1%) и в 2017 г. он увеличится еще на 5–9%. Благодаря стабилизации рубля, отложенному спросу, выравниванию цен, сокращению шопинг-туризма и увеличению числа туристов из Китая, перечисляет гендиректор FCG Лебсак-Клейманс. За прошлый год доля туристов в московском ЦУМе и петербургском ДЛТ выросла в 3,5 раза соответственно до 8 и 20% из всех посетителей, сообщил представитель ГК Mercury (владелец магазинов).

Вся надежда на китайцев