Через восемь лет каждую четвертую люксовую вещь будут покупать онлайн
Нынешнее поколение потребителей живет в интернетеК 2025 г. четверть всех люксовых товаров в мире будет продаваться через интернет. К таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании Bain & Со и интернет-бутика Farfetch. Еще в прошлом году доля онлайн-продаж роскошных товаров составляла 8%. Уже сейчас трафик сайтов люксовых брендов вдвое превышает количество посещений магазинов, пишут авторы исследования. Рост онлайн-продаж связан с распространением интернета и сдвигом в поколениях: на смену приходит поколение миллениалов, а эта группа потребителей буквально живет в интернете, добавляет Ирина Куликова из Bain & Co.
Из 32 самых популярных люксовых марок (среди них Chanel, Dior, Celine, Zegna, Tiffany, Ferragamo, Louis Vuitton, Dior) все активно развивают интернет-продажи в США, почти все, или 95%, – в Европе, отмечается в другом исследовании, подготовленном BNP Paribas. В России же доля существенно меньше: около 30% развивают в стране онлайн-коммерцию.
С выводами аналитиков соглашается гендиректор испанского ювелирного дома Carrera y Carrera в России Юлия Еремина. Российские продавцы люксовых товаров не спешат развивать продажи в интернете, потому что находятся не в равных конкурентных условиях с западными игроками, отмечает гендиректор интернет-бутика люксовых товаров Aizel.ru Юлиана Гордон: развивать такой канал продаж сложно и требует времени, в том числе из-за логистики, хотя спрос есть. «Одна из самых дорогих вещей Valentino у нас уехала в маленький поселок в Краснодарском крае <...> Много логистических компаний способны сделать доставку люксовых товаров не в крупные города России? Ответ: очень немногие», – добавляет она.
Кроме проблем с логистикой есть и другие, замечает Куликова: не хватает возможности примерить товар, также многие не доверяют интернет-магазинам с точки зрения подлинности и качества и испытывают страх в отношении возврата товара. Кроме того, по словам Куликовой, значительная доля онлайн-продаж люксовых товаров приходится на иностранных игроков – Net-a-porter, Yoox, Farfetch, Gilt и др. Потребителю это выгодно, ведь в таком случае он не платит НДС, соглашается Гордон.
В интернет за сумочкой
Чаще всего россияне покупают онлайн менее дорогие вещи – в основном аксессуары: сумки, кошельки, очки, часы, обувь, говорит основатель и президент «Show-room Ли-Лу» (дистрибутор Jimmy Choo, Furla, Patrizia Pepe, Coccinelle, Versace Jeans) Оксана Бондаренко. Спрос в интернете практически не отличается от спроса в традиционном магазине, рассказывает представитель ЦУМа: самая популярная категория в интернете – обувь, основные покупатели – женщины.
Собственные интернет-магазины в России развивают, например, Dolce & Gabbana, Valentino, Armani, Hugo Boss, Furla. Также онлайн-площадка есть у ЦУМа (входит в ГК Mercury; бренды Max Mara, Emporio Armani, Gucci, DKNY, Kenzo и др.) и другого дистрибутора люксовых товаров – Bosco di Ciliegi (Armani, Balenciaga, Brioni, Chopard, Rolex, Dolce & Gabbana и др.).
Из отчета Bain & Со и Farfetch следует: к 2025 г. помимо интернета крупными каналами сбыта товаров роскоши будут и монобрендовые магазины, но их доля на рынке сократится. Самое большое падение придется на универмаги: их доля снизится почти вдвое. «В ЦУМе продажи из сезона в сезон увеличиваются, рост в двукратных цифрах, и мы не видим предпосылок для замедления темпов роста», – не согласен представитель ЦУМа. Представитель ГУМа на запрос не ответил.
Ранее аналитики Bain & Co в совместном исследовании с итальянской ассоциацией производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma прогнозировали, что мировой рынок личных предметов роскоши в 2016 г. сократится на 1% до 249 млрд евро; до 2020 г. рост рынка в среднем составит 2–3% в год. По данным Contactlab и Exane BNP Paribas, в 2016 г. российский рынок люксовых товаров вырос примерно до 3,5 млрд евро, в 2017 г. рост продолжился. В России распределение продаж между онлайн- и офлайн-ритейлом глобально не будет отличаться от мировых тенденций, комментирует представитель Farfetch.