Все больше сайтов в рунете принимают онлайн-платежи
Рынок интернет-торговли растет, а платить в сети стало безопаснееСайтов, где можно платить только по карте или другим единственным способом, осталось мало, замечает Касенков. Большинство площадок принимают оплату через агрегаторы или сочетают их услуги с дополнительным платежным методом, подключенным напрямую, отмечает эксперт. Цели плодить платежных провайдеров нет – с одним выгоднее и удобнее в одних странах, с другим – в других исходя из финансовых условий, сотрудничества провайдеров с банками и т. д., поясняет Шашкина. Так, по ее словам, 2,5 года назад в России оплатить услуги Lingualeo можно было 20 разными вариантами, но в итоге компания остановилась на семи. Сейчас у Lingualeo два ключевых партнера – платежные провайдеры Cloudpayments и Xsolla, а в России в дополнение к ним подключены еще «Яндекс.Деньги» и Qiwi. Большой выбор вариантов оплаты обусловлен желанием дать пользователю удобный выбор, замечает Шашкина.
За последний год число сайтов в рунете, где можно платить онлайн, выросло почти на треть – 116 000 площадок на конец 2016 г. против 88 000 годом ранее. Таковы результаты исследования экспертов международного центра MARC. Рост на 32% обеспечили те сайты, которые недавно подключили возможность онлайн-оплаты, но сами они работают уже давно, уточняет руководитель digital-направления MARC Станислав Касенков. По его словам, теперь все больше людей оплачивают медицинские, образовательные, ремонтные, коммунальные услуги через интернет – хотя традиционно за них принято расплачиваться на месте. В 2015 г. число сайтов, подключивших онлайн-оплату, увеличилось лишь на 8%, по данным MARC.
Растет сам рынок интернет-торговли и услуг и доля онлайн-продаж в рознице, объясняет президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. За последний год больше всего новых клиентов «Яндекс.Кассы» пришли именно из розничной торговли, подтверждает Евгения Арнаутова, представитель «Яндекс.Денег» (владелец сервиса «Яндекс.Касса»). По ее словам, активно растут сегменты спортивных и детских товаров, доставка еды, торговля товарами для туризма и хобби, услуги, особенно образовательные сервисы и развлечения. К тому же платить через интернет становится все удобнее и безопаснее, отмечает Федоров. «Еще 3–4 года назад только 25% людей в России готовы были платить картой онлайн, доверие не было сформировано. Сегодня свыше 85% оплат совершено по карте», – замечает гендиректор языкового сервиса Lingualeo Ирина Шашкина.
Кого исследовали
MARC проанализировала 116 000 сайтов, где россияне платят за товары и услуги. Исследование проводилось в январе – феврале 2017 г., сравнивались показатели за IV кварталы 2015 и 2016 гг. Учитывались сайты рунета, которые принимают онлайн-оплату.
Еще один фактор – обеление рынка интернет-торговли, добавляет Федоров, а также введение онлайн-касс (когда данные о продажах в налоговую передаются в режиме реального времени. – «Ведомости»). Если раньше онлайн-продавцы могли не принимать платежи в интернете, предпочитая наличные, с которых можно не платить налоги, то теперь для многих серых игроков нет стимула работать по таким схемам, объясняет он.
Вряд ли закон об онлайн-кассах мог спровоцировать такой рост, возражает Арнаутова. «Предприниматели стремятся продавать товары и услуги там, где уже есть плательщики, – а они в интернете», – считает она. Аудитория онлайн-плательщиков за последние два года увеличилась, замечают Касенков и Арнаутова: например, у «Яндекс.Денег» с 2014 г. число кошельков выросло почти вдвое – с 16 млн до 30 млн.
В основном сайты принимают оплату через платежные агрегаторы, т. е. специальные сервисы, которые позволяют платить разными способами – картой, через электронный кошелек и проч., таких 66%, по данным MARC, еще 24% работают напрямую через провайдеров той или иной платежной системы (например, электронного кошелька), 13% настраивают интернет-эквайринг через банки, 7% – через платежные шлюзы (сервис, позволяющий сайтам подключить прием оплаты только с банковских карт). Самый популярный платежный агрегатор у российских сайтов на конец 2016 г. – прошлогодний лидер «Яндекс.Касса»: его доля выросла до 29,6% с 23,9% на конец 2015 г., согласно MARC; на втором месте – «Робокасса» с 10,3% (-9,3 п. п. за год).