«Роснефть» потратит на шельф 250 млрд рублей до 2021 года

Компания уже начала бурить первую скважину в море Лаптевых
«Роснефть» тиражирует бурение шельфовых скважин с суши
«Роснефть» тиражирует бурение шельфовых скважин с суши / Владимир Смирнов / ТАСС

В понедельник, 3 апреля, «Роснефть» начала поисковое бурение на Хатангском лицензионном участке (море Лаптевых), сообщила компания. С берега Хатангского залива будет пробурена скважина на 5 км вглубь и еще 15 км вдоль горизонта к залежам на шельфе. Общие ресурсы моря Лаптевых «Роснефть» оценивает в 9,5 млрд т н. э.

Во время телемоста с президентом России Владимиром Путиным главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин доложил, что с 2017 по 2021 г. инвестиции в освоение арктического шельфа составят 250 млрд руб. За предыдущие пять лет «Роснефть» уже потратила на это 100 млрд руб., следует из сообщения компании.

Сколько скважин можно пробурить на 250 млрд руб. ($4,4 млрд по текущему курсу), представитель Eriell (нефтесервисная группа, предоставляющая услуги «Роснефти», «Лукойлу» и «Газпром нефти») сказать не смог. Многое зависит от структуры породы и геологии, объясняет он.

У «Роснефти» 28 лицензионных участков в Арктике – в Баренцевом, Печорском, Карском, Восточно-Сибирском и Чукотском морях и море Лаптевых.

В 2014 г. «Роснефть» открыла Карскую нефтегазоносную провинцию, рассказал Сечин Путину. «В этом году следом за Хатангским участком мы будем бурить в Черном море, в следующем году – в Баренцевом море, в 2019 г. вернемся в Карскую нефтегазоносную провинцию и также продолжим работу в Восточной Арктике», – отметил он.

При этом Сечин не исключил привлечения иностранных партнеров при работе в Хатангском заливе. Он добавил, что «глубина лицензионного участка не подпадает под режим санкций». Кто это может быть и какой долей в проекте «Роснефть» готова поделиться, Сечин не сказал. «Роснефть» намерена прежде всего реализовать проект полностью самостоятельно, говорит представитель компании.

Навигация может стать дольше

На Арктическом форуме, который проходил на прошлой неделе в Архангельске, президенты Финляндии Саули Ниинистё и России Владимир Путин отметили, что климат в Арктическом регионе меняется. Глобальное потепление – это факт, отметил Ниинистё. Одним из последствий потепления может стать увеличение количества дней навигации по Северному морскому пути, сказал Путин. Транспортные возможности улучшаются, если тенденции продолжатся, то грузооборот, со слов Путина, вырастет с 1,4 млн т в этом году до 30 млн т к 2035 г.

На освоение Арктики деньги у «Роснефти» есть: на конец прошлого года на ее счетах было 790 млрд руб., общий долг – 3,6 трлн руб., из которого краткосрочный – 1,7 трлн руб. Капитальные затраты на 2017 г. «Роснефть» не объявляла, а в 2016 г. она потратила 709 млрд руб.

Самостоятельно «Роснефть» бурит нынешнюю скважину или вместе с партнером, представитель компании не говорит. Его коллега из ExxonMobil ответил, что компания не участвует в проекте, а из Schlumberger – отметил, что «не комментирует отношения с заказчиками». «Роснефть» применяет российские технологии для бурения скважины «Центрально-Ольгинская – 1», говорит представитель компании. Они были впервые применены на Сахалине, добавляет он.

Бурение с берега шельфовых проектов значительно дешевле. Только строительство и доставка платформы на месторождение могут стоить от $1 млрд, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Но при разработке арктических месторождений остро встает вопрос доставки нефти потребителю, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. В зимний период придется осуществлять ледокольную проводку судов, а это лишние затраты. Теоретически можно построить трубопровод, но в арктических условиях это крайне сложно, считает эксперт.

В любом случае на данный момент это лишь разведочное бурение, говорит аналитик «Атона» Александр Корнилов. Вполне возможно, что к моменту введения арктических месторождений экономика проектов изменится или подорожает нефть.