Настроения российских потребителей впервые стали положительными
Они привыкли жить в условиях кризиса и уже не считают ситуацию критичнойВ I квартале 2017 г. индекс потребительских настроений по сравнению с декабрем 2016 г. увеличился на 8 пунктов до 100, приводят данные аналитики GfK Rus. Это значит, что впервые с начала кризиса – с 2014 г. – потребительские настроения россиян стали позитивными. Индекс показывает, как люди оценивают текущую ситуацию в экономике страны, собственное финансовое состояние, какие у них ожидания и желание тратить. Индекс в 100 пунктов и выше означает позитивные настроения, он стал расти с февраля прошлого года, следует из данных GfK.
Рост показателя связан с тем, что, во-первых, появились признаки улучшения экономической ситуации, говорит гендиректор GfK Rus Александр Демидов. Во-вторых, россияне привыкли жить в условиях кризиса и теперь ситуация уже не кажется им такой напряженной, хотя в реальности она практически не улучшилась, добавляет Демидов. Но о восстановлении спроса речь пока не идет: реальные располагаемые расходы россиян еще не восстановились, как и оборот розничной торговли, добавляет Демидов.
Потребительская активность в 2017 г. наблюдается на уровне прошлого года, отмечает представитель «Дикси», о переломе можно будет говорить по результатам двух кварталов этого года. Потребители продолжают вести себя рационально, воздерживаясь от спонтанных покупок, они ищут лучшую цену и зачастую обходят для этого сразу несколько магазинов.
Директор по маркетингу торговой сети «Перекресток» Дмитрий Медведев заметил улучшение настроения потребителей: налицо рост трафика и среднего чека. Это внушает ему «сдержанный оптимизм», но пока рано делать вывод о переломе тренда – потребители все еще экономны и рациональны.
Улучшение потребительских настроений заметили в сети строительных гипермаркетов «К-раута», рассказывает ее гендиректор Артем Тараев. В I квартале хорошо продаются кухни, ручной инструмент и товары для сада и загородного отдыха. Ритейлер «О’кей» ждет постепенного улучшения настроения потребителей, отмечала компания в годовом отчете за 2016 г.
О восстановлении спроса говорить не приходится, полагает аналитик «ВТБ капитала» Николай Ковалев. Вместе с тем есть категории продуктов, оптовые цены на которые снижаются. Так, оптовая цена на сахар в I квартале год к году сократилась на 27%, на подсолнечное масло – на 23%, на курицу и говядину практически не изменилась. Такая динамика цен сдерживает розничные цены и поддерживает спрос, указывает Ковалев.
Исполнительный директор Союзмолока Артем Белов пока положительных изменений в поведении потребителей не замечает. Теперь они больше приобретают традиционной молочной продукции, такой как кефир и питьевое молоко, и меньше сыров, более дорогих йогуртов и творожков. Кроме того, часть потребителей перешла с молочной продукции на продукцию с заменителями молока – сырные продукты, спреды. Будет хорошо, если продажи в 2017 г. останутся на уровне 2016 г., говорит Белов.
На мясную продукцию спрос восстанавливается начиная с 2016 г., отмечает руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Продажи в 2016 г. выросли на 2% до 10,5 млн т после падения в 2015 г. Из-за насыщения рынка продукцией российского производства цены падают: по данным Росстата, стоимость свинины за прошлый год сократилась на 4% до 348 руб./кг, курицы – на 2% до 132,6 руб., свидетельствуют данные Росстата. Динамика сохраняется и в 2017 г. продажи мяса вырастут как минимум на 2%, прогнозирует Юшин.
За улучшением настроений последует рост спроса, уверен Демидов. Прежде всего будут расти продажи повседневных товаров, фармацевтики и туристических услуг. Но рост крупных покупок, таких как автомобили, пока под вопросом, добавляет Демидов.