В России выросли продажи картофеля и других корнеплодов

Ими потребитель заменяет более дорогие мясо и рыбу
В России упали продажи большинства основных продуктов питания, обнаружили исследователи, лучше продавались только подешевевшие российские овощи
В России упали продажи большинства основных продуктов питания, обнаружили исследователи, лучше продавались только подешевевшие российские овощи / М. Стулов / Ведомости

В России в прошлом году сократились продажи большинства категорий продуктов питания, сообщает в исследовании Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Так, например, продажи рыбы и морепродуктов сократились на 7,2%, растительных масел – на 4,6, мороженого и замороженных десертов – на 4,9, кондитерских изделий – на 4,2, чая – на 7,1. Продажи соли, муки, крупы, макарон и безалкогольных напитков сократились на 2–3% в количественном исчислении.

Похожая статистика и у исследовательской компании Gfk Rus: больше всего в натуральном выражении просело потребление рыбы и морепродуктов, хлебобулочных изделий, мясных и молочных продуктов – в диапазоне 2,3–7%: исследователи подчеркивают, что люди стали как реже покупать эти продукты, так и уменьшили размер покупки. Покупатели пересмотрели траты и стали экономить не только на товарах длительного пользования, но и на продуктах, объясняло Gfk Rus в обзоре по итогам 2016 г.

Однако есть продукты, которые стали продаваться лучше, пишет РАНХиГС. Значительнее всего выросли продажи свежего картофеля – на 11,8% – и других свежих овощей – на 4%. Рост продаж этих продовольственных товаров подтверждают президент Национального плодоовощного союза Сергей Королев и исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников. В 2015 и 2016 гг. Россия собирала большой урожай картофеля: свыше 33,6 млн т в 2015 г. и 31 млн т в 2016 г., по данным Росстата. Это позволило заместить поставки из Египта, Ирана и Пакистана и сохранить низкие цены даже в период овощного межсезонья, с декабря 2015 по март 2016 г., рассказывает Красильников. Часть населения стала переключаться на картофель с более дорогих продуктов, считает Красильников.

Выросли продажи и других дешевых овощей – свеклы, моркови, лука, капусты, произведенных в России, продолжает Королев. Представитель розничной сети «Дикси» подтверждает: продажи картофеля и капусты увеличились почти на 20%, моркови – на 38% и тоже отмечает, что потребитель все более экономно подходит к тратам.

Это одни из самых дешевых продовольственных товаров и неудивительно, что растет спрос в тех условиях, которые сейчас создались с доходами людей, поясняет Королев: урожай овощей так называемого борщевого набора был хорошим в 2016 г., цены на него снизились примерно на 15–20%.

Потребительские цены на большую часть этих продуктов и правда снизились: средняя стоимость свеклы в феврале сократилась на 11% до 22,5 руб. за 1 кг, моркови – на 18% до 27,7 руб., репчатого лука – на 8% до 23,5 руб., свидетельствуют данные Росстата. Правда, картофель подорожал – на 5% до 21,5 руб.

«Люди покупают то, в чем реально нуждаются, очень рационально и экономно, без излишка, чтобы не пропало, а иногда просто на раз», – пояснила «Ведомостям» старший консультант отдела потребительской панели GfK Rus Светлана Гурьева. Также потребители активно готовят дома и делают заготовки, знает она.

В 2016 г. реальные располагаемые доходы населения были меньше уровня 2013 г. на 9,5%, сообщает РАНХиГС. Около 40% респондентов денег хватало только на еду или не хватало даже на нее, говорится в обзоре.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) за прошлый год повышен на 20%, но остается ниже прожиточного минимума для взрослого трудоспособного человека – 10 678 руб. По данным Росстата, в 2016 г. зарплату ниже МРОТа получали 1,44% работников, а ниже прожиточного минимума – 10,4%, каждый десятый. Это примерно 5 млн человек – меньше, чем в 2015 г. (12,45%), но больше, чем в 2014 и 2013 гг. (менее 10%). Но эти 5 млн человек работают в так называемом корпоративном секторе, т. е. это работники крупных и средних предприятий и организаций, включая бюджетный сектор, – сведения о распределении работников по уровню зарплат Росстат получает на основе выборочных обследований именно таких организаций, без учета малого бизнеса. За пределами корпоративного сектора экономики, говорит директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова, зарплату ниже прожиточного минимума получает еще около 3 млн человек.

В России упали продажи большинства основных продуктов питания, обнаружили исследователи, лучше продавались только подешевевшие российские овощи