Специальные корабли открывают новые рынки СПГ

Инфраструктуру для приема плавучих регазификационных установок можно создать за несколько месяцев
В отличие от СПГ-терминалов на суше, для строительства регазификационных установок не нужны миллиарды долларов
В отличие от СПГ-терминалов на суше, для строительства регазификационных установок не нужны миллиарды долларов / Ints Kalnins / Reuters

Быстрый рост поставок сжиженного природного газа (СПГ) рискует перенасытить мировой рынок в ближайшие три года. Это заставляет производителей и трейдеров искать более гибкие способы поставок топлива.

Помочь потребителям от Азии до Великобритании извлечь выгоду из снижения цен, а СПГ – увеличить рыночную долю может использование плавучих регазификационных установок (ПРГУ), способных доставлять топливо напрямую к электростанциям и газопроводам. Эти суда сыграли ключевую роль в открытии новых рынков СПГ в последние пять лет, сделав возможными поставки, например, в Египет и Аргентину без необходимости строить на суше дорогие СПГ-терминалы.

Через два года число ПРГУ должно вырасти примерно на 40% до 34, что должно помочь открыть новые рынки и сделать рынок СПГ по-настоящему глобальным. «Подавляющее большинство новых рынков в последние годы были рынками ПРГУ, – отмечает Хади Халлуш, который руководит торговлей СПГ в Trafigura. – Ожидающийся избыток предложения только ускорит этот тренд».

По прогнозам, поставки СПГ вырастут на 50% в 2015-2020 гг. на фоне наращивания экспортных мощностей в США, Австралии и России. В то время как главные потребители, в частности Япония и Китай, зависят от терминалов на суше, на строительство которых требуются годы и миллиарды долларов, инфраструктуру для приема ПРГУ можно создать за несколько месяцев. Такие суда можно построить примерно за $300 млн либо оснастить имеющиеся СПГ-танкеры регазификационными установками. На этом специализируются техасская Excelerate Energy и норвежская Höegh LNG.

В последние годы ПРГУ позволили Аргентине, Египту, Пакистану и другим странам быстро стать крупными импортерами СПГ и диверсифицировать источники поставок. Например, Литва снизила зависимость от российского газа. По данным Wood Mackenzie, импорт с помощью ПРГУ за последние два года вырос более чем вдвое, и теперь на его долю приходится 15% поставок СПГ, превышающих 264 млн т в год. Ожидается, что оба показателя продолжат расти. «Никто не предвидел, насколько значительным окажется спрос со стороны таких развивающихся стран, как Кот-д'Ивуар, ЮАР и Панама, которые развивают мощности для импорта с помощью ПРГУ», – утверждает из Гайлз Фаррер из Wood Mackenzie.

Использование ПРГУ будет ключевым фактором для повышения гибкости поставок, считают трейдеры и аналитики. Например, каким-то странам дополнительный газ может требоваться только в определенное время года для отопления или обеспечения работы кондиционеров. По словам аналитика Genscape Теда Майкла, также ПРГУ можно использовать для временного хранения избыточного предложения, хотя в это время и происходит «выпаривание» примерно 3% газа в месяц.

Из России в Азию через Арктику

После завершения испытаний первый танкер-ледокол для перевозки СПГ Christophe de Margerie, названный в честь погибшего в 2014 г. гендиректора Total, откроет новый маршрут для экспорта российского газа. Корабль стоимостью $300 млн был построен южнокорейской Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering и принадлежит «Совкомфлоту». В летние месяцы он сможет за 14-16 дней доставлять газ с Ямала вдоль арктического побережья в Китай и Японию. Зимой он будет траспортировать СПГ по более короткому маршруту до бельгийского Зебрюгге, откуда обычный танкер доставит газ в Азию через Суэцкий канал за 25 дней.

Некоторым странам, например Египту, обнаружившему огромное газовое месторождение у своего побережья в Средиземном море, импортный СПГ может быть необходим только в течение нескольких лет, пока они не обеспечат себя сами. Также энергетические компании и трейдеры приготовились более тесно работать со странами, где может быть нецелесообразно финансировать строительство СПГ-терминалов из-за нехватки средств или нестабильной обстановки. «Сейчас они пытаются создать спрос на развивающихся рынках, поэтому готовы сотрудничать с менее надежными покупателями», – говорит Фаррер из Wood Mackenzie.

Но некоторые представители отрасли сохраняют осторожность, предупреждая, что не у всех развивающихся стран есть подходящие порты с расположенными поблизости электростанциями или трубопроводы для перекачки газа внутрь страны.

Заказов на строительство ПРГУ много, но число доступных для них направлений по-прежнему ограничено, отмечает аналитик крупного сырьевого трейдера: «Например, Бангладеш и Шри-Ланка хотели импортировать СПГ, но до сих пор это не так просто. Возможно, некоторые судостроительные компании заблуждаются по поводу перспектив рынка ПРГУ».

Тем не менее многие участники рынка делают ставку на то, что присущая ПРГУ гибкость сыграет ключевую роль в борьбе с избытком предложения СПГ. «Люди считали, что барьеры для входа на рынок СПГ будут высокими, но он растет и становится более конкурентным, – говорит Халлуш из Trafigura. – Сегодня это самый быстро развивающийся и перспективный сырьевой рынок».

Перевел Алексей Невельский