Рост выручки «Магнита» за 2016 год оказался самым низким за всю историю компании

Ритейлер позже других начал модернизировать магазины, а его покупатели еще не оправились от кризиса
Рост выручки «Магнита» за 2016 год оказался самым низким за всю историю компании
Рост выручки «Магнита» за 2016 год оказался самым низким за всю историю компании / Е. Разумный / Ведомости

Крупнейший в России продовольственный ритейлер – «Магнит» – сообщил о росте выручки по итогам 2016 г. на 12,8% год к году до 1,07 трлн руб. Это наименьшая динамика роста в годовом исчислении за всю историю публичности «Магнита» с 2006 г. По сравнению с 2015 г. рост выручки замедлился вдвое. В июле основной владелец и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий заявлял, что ритейлер нарастит годовые продажи на 14–16% вместо 17–18%, как прогнозировалось ранее.

GDR «Магнита» на закрытие Лондонской биржи подешевели на 5,17% до $40,5 за бумагу; акции на Московской бирже – на 2,63% до 10 534 руб. за штуку.

То, что ритейлер может не дотянуть до собственного прогноза, стало понятно в декабре, когда компания отчиталась об увеличении выручки по итогам ноября на 10,2% и на 13,5% за 11 месяцев. Для достижения нижней строчки прогноза Галицкого «Магниту» необходимо было вырасти в ноябре и декабре на 14,6%, приводили подсчеты аналитики Ситибанка. Однако в декабре рост выручки ритейлера замедлился еще сильнее и составил лишь 6,91% – так медленно компания еще не росла никогда, замечают аналитики «ВТБ капитала». Самым отстающим оказался формат гипермаркета, где декабрьские продажи снизились на 9,7%, пишут они, тогда как формат «у дома» пострадал от низкой маркетинговой активности и слабого потребления в целом.

«Магнит» недовыполнил и собственный план по открытию новых магазинов. Компания открыла 927 новых магазинов формата «у дома» вместо планируемых 1000–1100, 986 магазинов формата дрогери вместо 1200 и 18 гипермаркетов вместо 80. В 2016 г. в каждом формате было открыто меньше магазинов, чем в 2015 г. Уменьшение числа новых открытий может быть связано с тем, что в 2016 г. компания ужесточила требования к уровням рентабельности и срокам окупаемости новых магазинов, напоминает аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Вероятно, из-за этого было решено отказаться от открытия части магазинов, считает она.

Ключевая аудитория «Магнита» – население небольших городов и относительно небогатых регионов и они еще не оправились от кризиса, говорит Колупаева, тогда как покупатели основных конкурентов «Магнита» живут в крупных городах. Покупатели предпочли делать новогодние покупки не в магазинах «Магнита», причиной этого могли стать неправильные ценовые и/или маркетинговые решения, замечает аналитик JPMorgan Елена Журонова. В итоге сопоставимые продажи ритейлера как в IV квартале, так и по году сократились – на 1,3 и 0,26% соответственно. Журонова ожидает, что результаты других сетей, в частности гипермаркетов «Лента» и дискаунтеров «Пятерочка» (вместе с «Перекрестком» и «Каруселью» входят в X5 Retail Group), будут лучше.

Многие ритейлеры последние несколько лет занимались обновлением формата магазинов, повышая свою привлекательность для покупателя, говорит Колупаева. «Магнит» же начал программу модернизации только осенью 2016 г. – вполне вероятно, что по итогам декабря и IV квартала 2016 г. ритейлер уступит по выручке основному конкуренту – X5 Retail Group, говорит Колупаева. X5 опубликует операционные результаты 24 января. Представитель X5 от комментариев отказался до публикации отчетности.

«Магнит» впервые обыграл по выручке X5 в 2013 г. По итогам III квартала 2016 г. X5 сумела вернуть лидерство, правда без учета продаж магазинов косметики «Магнита» – «Магнит косметик». Кроме того, аналитик «Сбербанк CIB» Михаил Красноперов и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров подсчитывали, что в сентябре Х5 превзошла по выручке «Магнит».

«У нас нет задачи быть первыми, у нас задача быть эффективными для акционеров, – заявлял Галицкий в июле прошлого года. – Мы должны быть понятными, платить дивиденды и быть прибыльными».

Аналитики «Ренессанс капитала» снизили прогноз роста выручки «Магнита» с 17,5 до 14,8% в 2017 г. после публикации операционных результатов. 27 января «Магнит» обнародует неаудированные финансовые показатели по МСФО за 2016 г.

Рост выручки «Магнита» за 2016 год оказался самым низким за всю историю компании