Рост выручки «Магнита» за 2016 год оказался самым низким за всю историю компании
Ритейлер позже других начал модернизировать магазины, а его покупатели еще не оправились от кризисаКрупнейший в России продовольственный ритейлер – «Магнит» – сообщил о росте выручки по итогам 2016 г. на 12,8% год к году до 1,07 трлн руб. Это наименьшая динамика роста в годовом исчислении за всю историю публичности «Магнита» с 2006 г. По сравнению с 2015 г. рост выручки замедлился вдвое. В июле основной владелец и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий заявлял, что ритейлер нарастит годовые продажи на 14–16% вместо 17–18%, как прогнозировалось ранее.
GDR «Магнита» на закрытие Лондонской биржи подешевели на 5,17% до $40,5 за бумагу; акции на Московской бирже – на 2,63% до 10 534 руб. за штуку.
То, что ритейлер может не дотянуть до собственного прогноза, стало понятно в декабре, когда компания отчиталась об увеличении выручки по итогам ноября на 10,2% и на 13,5% за 11 месяцев. Для достижения нижней строчки прогноза Галицкого «Магниту» необходимо было вырасти в ноябре и декабре на 14,6%, приводили подсчеты аналитики Ситибанка. Однако в декабре рост выручки ритейлера замедлился еще сильнее и составил лишь 6,91% – так медленно компания еще не росла никогда, замечают аналитики «ВТБ капитала». Самым отстающим оказался формат гипермаркета, где декабрьские продажи снизились на 9,7%, пишут они, тогда как формат «у дома» пострадал от низкой маркетинговой активности и слабого потребления в целом.
«Магнит» недовыполнил и собственный план по открытию новых магазинов. Компания открыла 927 новых магазинов формата «у дома» вместо планируемых 1000–1100, 986 магазинов формата дрогери вместо 1200 и 18 гипермаркетов вместо 80. В 2016 г. в каждом формате было открыто меньше магазинов, чем в 2015 г. Уменьшение числа новых открытий может быть связано с тем, что в 2016 г. компания ужесточила требования к уровням рентабельности и срокам окупаемости новых магазинов, напоминает аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Вероятно, из-за этого было решено отказаться от открытия части магазинов, считает она.
Ключевая аудитория «Магнита» – население небольших городов и относительно небогатых регионов и они еще не оправились от кризиса, говорит Колупаева, тогда как покупатели основных конкурентов «Магнита» живут в крупных городах. Покупатели предпочли делать новогодние покупки не в магазинах «Магнита», причиной этого могли стать неправильные ценовые и/или маркетинговые решения, замечает аналитик JPMorgan Елена Журонова. В итоге сопоставимые продажи ритейлера как в IV квартале, так и по году сократились – на 1,3 и 0,26% соответственно. Журонова ожидает, что результаты других сетей, в частности гипермаркетов «Лента» и дискаунтеров «Пятерочка» (вместе с «Перекрестком» и «Каруселью» входят в X5 Retail Group), будут лучше.
Многие ритейлеры последние несколько лет занимались обновлением формата магазинов, повышая свою привлекательность для покупателя, говорит Колупаева. «Магнит» же начал программу модернизации только осенью 2016 г. – вполне вероятно, что по итогам декабря и IV квартала 2016 г. ритейлер уступит по выручке основному конкуренту – X5 Retail Group, говорит Колупаева. X5 опубликует операционные результаты 24 января. Представитель X5 от комментариев отказался до публикации отчетности.
«Магнит» впервые обыграл по выручке X5 в 2013 г. По итогам III квартала 2016 г. X5 сумела вернуть лидерство, правда без учета продаж магазинов косметики «Магнита» – «Магнит косметик». Кроме того, аналитик «Сбербанк CIB» Михаил Красноперов и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров подсчитывали, что в сентябре Х5 превзошла по выручке «Магнит».
«У нас нет задачи быть первыми, у нас задача быть эффективными для акционеров, – заявлял Галицкий в июле прошлого года. – Мы должны быть понятными, платить дивиденды и быть прибыльными».
Аналитики «Ренессанс капитала» снизили прогноз роста выручки «Магнита» с 17,5 до 14,8% в 2017 г. после публикации операционных результатов. 27 января «Магнит» обнародует неаудированные финансовые показатели по МСФО за 2016 г.