Как обновить флот за счёт квот на вылов рыбы

Новый механизм обсудили участники сессии Восточного экономического форума
Инвестиции в строительство рыбного флота к 2030 г. будут насчитывать 400 млрд руб.
Инвестиции в строительство рыбного флота к 2030 г. будут насчитывать 400 млрд руб. / Сергей Фадеичев / ТАСС

Инвестиционные квоты на вылов рыбы стали главной темой сессии «Водные биоресурсы в обмен на инвестиции» Восточного экономического форума.

По этому механизму к 2030 г. планируется построить 90 новых судов, отметил замминистра сельского хозяйства, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Некоторые критики этого механизма говорят об ограничении конкуренции, напомнил он, но старый механизм себя изжил, а квоты помогут обновить флот. Из его презентации следует, что инвестиции в строительство рыбного флота к 2030 г. будут насчитывать 400 млрд руб., обновление флота составит 55%.

О проблеме монополизации отрасли из-за новых правил заявила на сессии Ирина Яровая, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции: «если давать квоты только для крупнотоннажных судов, мы придём к монополизации, а это плохо для отрасли». Важно, чтобы при разработке подзаконных актов по инвестиционным квотам приоритетом было многообразие, отметила она.

Ещё предложения

Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко также призвал отрасль переходить на использование биржевых площадок для продажи рыбы и икры.
Депутат Госдумы Ирина Яровая предложила обсудить и механизм распределения изъятой у браконьеров рыбы: то, что изымается, должно передаваться рыбакам на безвозмездной основе, а не выбрасываться и не утилизироваться, уверена она.

Конкуренция среди заказчиков крупнотоннажных судов за квоты есть, не согласен Анатолий Володин, заместитель гендиректора «Русской рыбопромышленной компании». А смешивать крупнотоннажные и мелкотоннажные суда - не имеет смысла, считает он. Володин сказал, что его компания планирует построить шесть крупнотоннажных судов, которые будут перерабатывать 100% ресурса и производить всю линейку продукции - филе, фарш, муку и прочее. Он надеется, что до конца года будет создана нормативная база механизма и с 2017 г. появится возможность начать строительство флота.

Одна из проблем, которые предстоит решить при разработке нормативной базы, - локализация производства судов. Важно, чтобы новые суда не состояли на 80% из иностранных компонентов, отметил президент АО «ОСК" Алексей Рахманов. Приемлемой долей локализации он назвал 52-53%, «или даже 70%». Володин из РРК предупреждает, что главное - это вопрос эффективности и безопасности судов, а уровень локализации 70-75% вызывает вопросы. До 2020 г. вряд ли получится локализовать больше 40%, считает он. Экс-губернатор Приморского края, президент ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа» Сергей Дарькин тоже отметил, что 75% локализации будет очень тяжело реализовать.

Рахманов заметил, что построить 90 судов до 2030 г. реально, но главное, чтобы не все пришли с заказами в 2018 г. Он и Дарькин также указали на важность использования типовых проектов судов. Верфи готовы работать и по индивидуальным проектам, но это влияет на цену, отметил Рахманов. Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко призвал ОСК дать базовые ориентиры по стоимости судов (по тоннажу, мощности и другим параметрам). «Дайте нам базу, чтобы мы могли планировать», - попросил он. Если клиент захочет большего - это будет за дополнительную плату.