Дженерики не мешают фармацевтам зарабатывать миллиарды

Компании находят способы защититься после окончания действия патентов на лекарства
Фармкорпорации продолжают зарабатывать миллиарды на своих лекарственных брендах и после окончания срока патентной защиты
Фармкорпорации продолжают зарабатывать миллиарды на своих лекарственных брендах и после окончания срока патентной защиты / BLOOMBERG

Крупные фармацевтические компании систематически подвергаются критике за слишком высокие цены на лекарства. Корпорации оправдываются тем, что им необходимо компенсировать расходы на разработку, испытания и вывод нового лекарства на рынок. По данным Tufts Center for the Study of Drug Development, этот процесс может занимать до 10 лет и обходится компании в среднем в $2,6 млрд за каждый препарат. Кроме того, по истечении срока патентной защиты — обычно примерно через 10 лет после запуска — на рынке массово появляются дешевые дженерики, что обрушивает цену и на оригинальный препарат.

Тем не менее исследование Financial Times выявило, что фармкорпорации продолжают зарабатывать миллиарды на своих лекарственных брендах и после окончания срока патентной защиты, а маркетинговые кампании, направленные на то, чтобы заставить потребителей выбрать оригинальный препарат, а не дженерик, порой заходят слишком далеко.

Так, подразделение Pfizer, занимающееся продажей на рынке США препаратов, срок патентов на которые истек, за первое полугодие 2016 г. получило выручку почти $2 млрд. Одним из таких препаратов Pfizer является Lipitor — средство, снижающее уровень холестерина и риск инфарктов. 20 мг этого препарата в США стоят $10, такая же доза дженерика — примерно $0,06. Eli Lilly в первом полугодии заработала $35 млн на продажах в США антидепрессанта Prozac, созданного компанией еще в 1987 г. Дженерики этого препарата существуют на рынке уже 15 лет. Компания Allergan продает свою версию этого препарата под брендом Sarafem. От дженерика флуоксетина Sarafem отличается только цветом таблеток и дизайном упаковки, тем не менее 20 мг Sarafem стоят в США $16, та же доза флуоксетина — $0,03.

Теоретически патент защищает производителя нового лекарства от конкуренции в США на протяжении пяти-семи лет после вывода препарата на рынок. На практике же этот срок гораздо больше. Многие корпорации вносят в формулу препарата незначительные изменения и обновляют патент на него, другие финансово поощряют производителей дженериков подольше не выводить на рынок дешевые аналоги. После того как заменитель все же появляется на рынке, фармкомпании часто меняют тактику и стремятся убедить пациентов, врачей и фармацевтов не отказываться от оригинального препарата.

Попытки корпорации AstraZeneca добиться запрета выхода на рынок дешевых аналогов своего препарата Crestor через регуляторов или суды не увенчались успехом, и компания недавно запустила интернет-сайт, призывающий пациентов не отказываться от оригинального препарата в пользу дженериков. Это было бы незаконно в большинстве развитых стран, кроме Новой Зеландии и США, где закон не запрещает производителям лекарств обращаться напрямую к потребителям. «За последние 12 лет миллионы людей, таких же, как вы, значительно снизили свой уровень холестерина с помощью Crestor. Но не все лекарства, включая дженерики, действуют одинаково хорошо», - написано на сайте. Кроме того, на сайте есть призыв к пациентам требовать в аптеках именно Crestor, а не аналоги.

Доктор Питер Бах из нью-йоркской клиники Memorial Sloan Kettering был возмущен, узнав о существовании такого сайта. «Они ведь обращаются к людям, расстроенным состоянием своего здоровья, и они целенаправленно пытаются подорвать веру пациента в его врача и фармацевта. Это отказ от основополагающего принципа лечения - не говорить пациентам того, что их пугает, и уж тем более того, что не соответствует действительности», - говорит Бах.

«На рынке США появился аналог - розувастатин, и у пациентов есть возможность выбора. Тем не менее мы знаем, что многие предпочитают именно оригинальные лекарства», - заявил представитель AstraZeneca.

Дженерики содержат то же действующее вещество, что и оригинальный препарат, но не являются его абсолютной копией - отличаться могут красители, связующие вещества, форма выпуска и дозировка. Эти изменения могут повлиять на эффективность препарата, считают некоторые врачи. Были примеры и того, как регуляторы запрещали продажу дженериков, действие которых оказывалось не таким, как у оригинального лекарства.

При наличии дешевого заменителя препарата в Великобритании врачи должны указывать в рецепте именно его наименование. В большинстве других европейских стран самый дешевый имеющийся аналог пациенту по умолчанию выдадут в аптеке. В США же право выбора принадлежит врачам, указывает доктор Сидни Вольф, терапевт и сооснователь Public Citizen’s Health Research Group. «Некоторые верят, что между дженериками и оригинальными препаратами есть разница. Но они заблуждаются», - говорит Вольф.

Перевела Надежда Беличенко