Новак: Для нас было неожиданным получить новые условия

Глава российского Минэнерго рассказал о причинах срыва переговоров в Дохе
Перспективу новых переговоров Новак оценивает без оптимизма
Перспективу новых переговоров Новак оценивает без оптимизма / Е. Разумный / Ведомости

Министр энергетики России Александр Новак прокомментировал срыв переговоров в Дохе о замораживании добычи нефти на уровне января 2016 г. «Вчера [16 апреля] эксперты четырех стран подготовили соответствующий документ, он был согласован экспертами Саудовской Аравии, Катара, России и Венесуэлы и предусматривал заморозку добычи на уровне января 2016 г. в период до октября этого года», - приводит его слова «Интерфакс». Также обсуждалось «формирование группой высокого уровня консультационного совета из четырех стран: две страны, представляющие ОПЕК, и две - не входящие в ОПЕК», - передает слова Новака «РИА Новости».

Первоначально условием принятия инициативы называлась поддержка других нефтедобывающих стран. Во встрече в Дохе приняли участие 11 членов ОПЕК, и 7 – не входящих в эту организацию. Общий объем добычи участников встречи составляет почти половину от мировой. «Некоторые страны, входящие в ОПЕК, изменили сегодня утром [17 апреля], буквально перед началом нашей встречи, свою позицию. Они фактически предложили, чтобы это соглашение выполнялось при условии того, что будут участвовать в нем все члены ОПЕК, а также крупные экспортеры, не входящие в ОПЕК, которых сегодня не было на встрече. Наше предложение было в том, чтобы присоединились те страны, которые присутствовали на встрече», - цитирует министра «Коммерсантъ». Новак пояснил, что инициаторами пересмотра соглашения стали «Саудовская Аравия и ряд стран, которые входят в ОПЕК, в том числе ОАЭ, Кувейт, сам Катар, условно страны Персидского залива». Для них принципиально важным было участие в соглашении входящего в ОПЕК Ирана и не входящих Норвегии и Колумбии.

Иран во встрече не участвовал, поприветствовав инициативу на расстоянии и не взяв на себя обязательств по сокращению добычи. Ранее Тегеран заявлял о готовности замораживать добычу только после выхода на досанкционный объем в 4 млн баррелей в сутки.

Новак не стал возлагать на Иран ответственность за срыв переговоров. «Как может быть страна, которая не принимала участия во встрече, быть причиной недостижения договоренностей? Она даже не принимала участия в сегодняшней дискуссии», - приводит его словам ТАСС. Москва, по словам министра, с пониманием отнеслась к разногласиям в рядах ОПЕК.

«В целом, конечно, мы ожидали, что мы договоримся. Мне казалось, что страны, которые приехали сюда, они приехали договариваться, а не обсуждать необходимость участия в этом процессе еще каких-то стран, которые сегодня не присутствовали», - признал российский министр. Перспективы достижения соглашения о замораживании добычи он оценивает без оптимизма. Участники встречи, по его словам, условились, что «те страны, которые представляют ОПЕК, договорились с теми странами, которые сегодня не были представлены на встрече. Эти консультации пройдут дополнительно до июня месяца, до саммита ОПЕК». Возможности «достижения [нового соглашения] есть, а что касается достижения договоренностей, то с учетом сегодняшних бурных дискуссий <...> с учетом позиции Ирана <...> мы уже не будем так оптимистично смотреть на такие договоренности», подчеркнул он.

Для России срыв переговоров не будет иметь «никаких последствий», уверен Новак, «потому что наши компании продолжают с высокой конкурентной способностью работать на рынке. Мы считаем, что рыночная ситуация должна выравнять баланс спроса и предложения».

На провал переговоров в Дохе рынок отреагировал падением нефтяных котировок. Нефть марки Brent с поставкой в июне 2016 г. на открытии торгов на Лондонской бирже подешевела на 7% до $40,1/барр., WTI – на 6,8% до $36,61/барр.