«Норильский никель» продает авиакомпанию «Нордавиа»
Ее купит совладелец авиакомпании Red Wings Сергей КузнецовО покупке «Нордавиа» Кузнецовым «Ведомостям» рассказали топ-менеджеры двух российских авиакомпаний и подтвердили два источника, близких к разным сторонам сделки. Еще один собеседник, близкий к «Норникелю», рассказал, что сделка может быть закрыта сегодня, 18 марта. Кузнецов комментировать это отказался. Представитель «Норникеля» тоже.
«Нордавиа» специализируется на перевозках пассажиров из Северо-Западного федерального округа по России, в том числе в Москву, на черноморские и северокавказские курорты, аэропорты базирования – Москва и Архангельск. «Норникель» купил авиакомпанию в 2011 г. у «Аэрофлота» за $7 млн (ее долги тогда составляли $228 млн), сейчас в парке девять самолетов Boeing 737-500. В 2015 г. пассажиропоток «Нордавиа» сократился на 4% до 727 625 человек (21-е место в России). В январе авиакомпания перевезла 50 120 человек (18-е место).
Из владельца в миноритарии
В Red Wings Кузнецов скоро останется миноритарным акционером: в январе совет директоров лизинговой компании «Ильюшин финанс» (на 48% принадлежит государственной Объединенной авиастроительной корпорации) одобрил конвертацию долга Red Wings по лизингу в 74% акций авиакомпании. Эта сделка идет, сейчас обсуждаются условия акционерного соглашения, говорят Кузнецов и представитель «Ильюшин финанс».
Свой пока единственный авиационный актив – Red Wings – брат совладельца группы «Гута» Кузнецов купил вместе с инвестгруппой GHP Марка Гарбера в 2013 г. за 1 руб. (доли между ними не раскрываются). Red Wings эксплуатирует только российские самолеты – семь Ту-204 и пять ближнемагистральных Sukhoi SuperJet 100. В 2015 г. Red Wings увеличила перевозки на 12% до 1 млн человек, в составе одной группы эти авиакомпании заняли бы 12-е место по пассажиропотоку.
Цена «Нордавиа» скорее всего символическая, так как ее долги превышают возможности зарабатывать, говорит менеджер одной из авиакомпаний. На конец 2014 г. долг «Нордавиа» перед банками составлял 11,8 млрд руб., еще 0,5 млрд руб. она была должна поставщикам и подрядчикам (данные «СПАРК-Интерфакса»). «Стоимость «Нордавиа» должна стремиться к нулю, так как она глубоко убыточна все последние годы, ее капитал отрицательный», – соглашается аналитик ИК "Атон" Михаил Ганелин.
При прежнем гендиректоре «Норникеля», Владимире Стржалковском, компания планировала объединить «Нордавиа» с другой «дочкой» – «Таймыр» (летает под брендом Nordstar), чтобы осуществлять перевозки в ключевых регионах присутствия металлургического гиганта – Красноярском крае и Мурманской области. Но этому помешала ФАС, по мнению которой слияние могло ограничить конкуренцию и «усилить доминирующее положение» «Таймыра» в том числе на маршрутах, по которым летают обе авиакомпании – между Нарьян-Маром, Архангельском и Мурманском. В 2013 г. совет директоров «Норникеля» утвердил стратегию, предполагавшую продажу низкодоходных и непрофильных активов, к которым были отнесены обе авиакомпании. «Таймыр» остается у «Норникеля», говорит человек, близкий к последнему.
«Мотивы покупателя непонятны: «Нордавиа» входит в группу авиакомпаний повышенного риска, у нее достаточно ограниченная маршрутная сеть, слишком большой для ее пассажиропотока парк», – отмечает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов. «С уходом «Трансаэро» конкуренция все-таки снизилась, многие перевозчики стараются расширяться за счет открытия новых маршрутов, сеть «Нордавиа» дополнит сеть Red Wings», – говорит Ганелин.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)