Приход на рынок лоукостера «Аэрофлота» понизил цены на авиабилеты

Однако самому «Аэрофлоту» проект пока приносит убытки
М.Стулов
М.Стулов / Ведомости

Появление лоукостера «Победа» снизило средние цены на авиабилеты, свидетельствуют данные поисковиков Aviasales и Skyscanner. В среднем снижение составило 20%, говорит представитель Aviasales.

«Победа» выполнила свой первый рейс 1 декабря в Волгоград. С тех пор число городов, куда летает из московского «Внуково» бюджетная авиакомпания, выросло до 12. Это Архангельск, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Махачкала, Нижневартовск, Пермь, Сочи, Сургут, Тюмень и Уфа. И уже открыты продажи из Москвы в Астрахань (по данным сайта «Победы», полеты начнутся 1 апреля дважды в день). Специалисты Aviasales и Skyscanner проанализировали среднюю цену авиабилета на этих направлениях (цены всех билетов эконом-класса туда-обратно, деленные на количество купивших их пассажиров).

Цены начали снижаться в этом году: в ноябре перед началом полетов «Победы» средний билет в сравнении с предыдущим месяцем подорожал на 12 направлениях, кроме Сочи. После этого началось снижение цен. В феврале 2015 г. в сравнении с февралем 2014 г. средний билет на этих направлениях подешевел на 20%, говорит представитель Aviasales. Сильнее всего, по его данным, цена снизилась на маршрутах в Архангельск (с 10 156 до 5781 руб.), Волгоград (с 11 283 до 4900 руб.), Нижневартовск (с 14 003 до 6956 руб.), Сургут (с 15 738 до 9740 руб.) и Тюмень (с 14 893 до 6149 руб.). Снизилась цена даже на полеты в Астрахань (с 11 611 до 9789 руб.). Выросли цены только при полете из Москвы во Владикавказ, Махачкалу и Уфу, свидетельствуют данные Aivasales. По данным Skyscanner, в феврале 2015 г. средние цены на полеты из Москвы в Архангельск, Белгород, Волгоград, Нижневартовск, Сургут и Тюмень снизились на 20-50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «При планировании поездки все же стоит сравнить все доступные варианты перелета - традиционные авиакомпании на этих маршрутах тоже снижают цены», - советует представитель Skyscanner.

На 12 направлениях «Победа» потеснила не только перевозчиков из первой пятерки: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» и «Ютэйр», но и региональные авиакомпании: «Нордавиа», «Уральские авиалинии», Red wings, «Оренбургские авиалинии» («дочка» «Аэрофлота»), «ВИМ-авиа», «Ямал», «Руслайн». Представители «Трансаэро» и группы S7 Arilines (объединяет «Сибирь» и «Глобус») отказались комментировать, снижали они цены или нет. «Ютэйр», «Аэрофлот», S7 и «Ямал» вместе выполняют 10-11 полетов из Москвы в Тюмень и Сургут, напоминает представитель «Ютйэр». «Победа» пришла на оба маршрута с одной частотой в день, незначительно изменив емкость на рынке», - отмечает представитель авиакомпании.

«Победа» в основном нацелена привлечь пассажиров, которые прежде не пользовались авиатранспортом, говорит представитель «Аэрофлота». Было заранее понятно, что новая авиакомпания будет отбирать часть пассажиров у традиционных рейсов материнской компании, отмечает он. Но у «Победы» и традиционных рейсов «Аэрофлота» и его «дочек» - разные пассажиры: в среднем сейчас цены «Аэрофлота» несколько выше, чем у конкурентов, но, несмотря на это, на рейсы приходят пассажиры других компаний, которые сокращают провозные емкости, говорит представитель «Аэрофлота».

Снижение цен эксперты объясняют появлением на маршрутах лоукостера. На других направлениях цены либо не менялись, либо выросли, свидетельствуют данные Aviasales. Средний билет в Санкт-Петербург в феврале почти не изменился в сравнении с февралем 2014 г.: был - 4335 руб., стал - 4153 руб. А, например, в Калининград вырос: был - 7993 руб., стал - 9119 руб.

Появление лоукостера обычно резко повышает популярность маршрута, усиливает давление на цены, отмечает представитель Skyscanner. Так было, когда из Москвы в Великобританию (Лондон и Манчестер) стала летать Easyjet и когда рейсы из Москвы в Будапешт открыла Wizzair, напоминает он: появление бюджетных перевозчиков снизило цены на этих маршрутах на 20-40%. Снижение цен за счет прихода лоукостера действительно привлекает новых пассажиров, соглашается главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Другим компаниям придется уйти с этих направлений, если на всех не будет хватать пассажиропотока и цены не будут позволять поддерживать рентабельность маршрута. Впрочем, и «Победа» пока прибыли не приносит - по данным презентации по отчетности МСФО за 2014 г., убыток «Добролета», предшественника "Победы", и ее самой составляет 599 млн руб. (общий убыток «дочек» - 13,4 млрд руб.).