«Исламское государство» пытается сохранить нефтяной бизнес

Из-за авиаударов группировка создала рынок форвардных контрактов и стала экономить бензин
"Исламское государство" меняет практику работы с торговцами нефтью
"Исламское государство" меняет практику работы с торговцами нефтью / Hasan Jamali / AP

В последние недели «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) стало предлагать торговцам нефтью лицензию на покупку до 1000 баррелей за раз на привлекательном месторождении Аль-Омар. Таких сделок не было, пока возглавляемая США коалиция не стала активно наносить авиаудары по нефтяной инфраструктуре ИГ в конце прошлого года. Как рассказал в онлайн-интервью сириец, который перевозит нефть на грузовике, это «рискованная игра», в которой все зависит от удачи – не помешает ли коалиция со своими авиаударами. Он попросил не называть его по имени, как и другие люди с контролируемой ИГ территории.

Кампания коалиции в последние месяцы нанесла серьезный удар по финансовому положению ИГ, что заставило группировку сократить зарплаты сотрудникам и пособия беднякам. Но террористы не собираются идти на компромиссы, когда речь идет о нефтяном бизнесе. Поэтому ИГ находит новые способы извлечь максимум прибыли из нефтяных месторождений, которые когда-то приносили $1,5 млн в день, утверждают местные жители. Например, группировка пытается привлечь трейдеров более выгодными договорами и вводит жесткие ограничения на использование топлива своими членами.

Главные месторождения ИГ по-прежнему функционируют несмотря на частые авиаудары, утверждают водители грузовиков и владельцы временных НПЗ из Сирии. Правда, нередко приходится прерывать работу на несколько часов, так как рабочим и грузовикам приходится укрываться от бомбардировок. «Нефтедобыча и удары коалиции продолжаются, как и прежде, и цены остаются прежними. Когда начинаются удары, торговля на какое-то время прекращается, <...> затем люди возвращаются к работе», – говорит другой водитель грузовика из богатой нефтью сирийской провинции Дайр-эз-Заур.

Цены в Аль-Омаре и Аль-Танаке, на двух главных месторождениях провинции, остались на уровне $45 и $40 за баррель соответственно. Они выше, чем на международном рынке, благодаря ограниченному предложению в северных и восточных регионах Сирии. Для сравнения: цены на нефть Brent в феврале колебались в диапазоне $30-36 за баррель.

Когда коалиция начала кампанию в 2014 г., удары были нацелены на НПЗ, но представители ИГ попросту покинули их. В ноябре 2015 г. коалиция стала бомбить сами месторождения, попадая по сотням грузовиков местных торговцев, припаркованных неподалеку и ожидающих загрузки нефти. Но ИГ приспособилось к этому, запретив выстраивать грузовики в очередь и вместо этого выдавая водителям квитанции, в которых указаны дата и время получения нефти.

Авианалеты на месторождения и нефтехранилища замедлили торговлю нефтью, поэтому в попытке компенсировать утраченную прибыль ИГ недавно стало предлагать местным трейдерам краткосрочные «инвестиционные», как те их называют, возможности. Например, они могут наперед заплатить за 1000 баррелей, что позволяет избежать стояния, как раньше, в многодневных очередях, когда обычно удавалось купить и залить лишь около 70 баррелей. Такие сделки выгодны для обеих сторон. Террористы получают авансом деньги, на заработок которых им из-за авиаударов потребовалось бы значительно больше времени. В свою очередь трейдеры могут покупать и продавать крупные партии нефти, что обеспечивает им более высокую прибыль на нестабильном рынке. Имея несколько грузовиков, трейдеры могут легко загрузить свою долю нефти в течение часа, если нет авиаударов. Им, правда, приходится рисковать жизнью водителей, но последние стремятся получить любую работу в стране, где уже пять лет идет гражданская война.

По словам водителя из Дайр-эз-Заура, пока такие лицензии на месторождении Аль-Омар получили только три трейдера. Они местные и начали сотрудничать с ИГ вскоре после того, как террористы захватили месторождения, отмечают жители региона: «Необходимо иметь тесные связи с ИГ, чтобы получить [лицензию]. Чтобы была прибыль, нужно быть крупным трейдером и иметь много грузовиков, чего нет у других торговцев. Они могут послать загружать нефтью одновременно 10 грузовиков».

Но даже с этими новыми мерами группировке сложно компенсировать финансовые потери, вызванные мощной кампанией коалиции, которая позволила освободить округ Синджар на западе Ирака и город Шадади на востоке Сирии. Именно в последнем ИГ на прошлой неделе впервые потеряла нефтяное месторождение – Аль-Джабсах. Там добывалось около 3000 баррелей в день, утверждают владельцы местного НПЗ.

ИГ также вынуждена экономить – теперь ее члены не получают бесплатные канистры с бензином; отменены пособия беднякам; урезаны зарплаты административных сотрудников; а использование топлива в госпиталях, на водоочистных сооружениях и даже в военных целях стало более рациональным. По словам боевиков, руководство ИГ также стало продавать им меньше автомобилей, грузовиков и топлива. Например, в городе Дайр-эз-Заур теперь выставлены на продажу только 10, а не 60 автомобилей. Это позволяет еженедельно экономить сотни тысяч долларов на топливе, которое можно продать, отмечает один из бывших командиров ИГ, сбежавший из группировки в конце 2015 г. По его словам, иногда боевикам вместо автомобилей выдавали мотоциклы: «Мотоциклиста застрелить легче. Но это вопрос экономии, а не безопасности».

Перевел Алексей Невельский