Государство увеличит поддержку российского конкурента для Boeing 737 и Airbus 320

Корпорация «Иркут», строящая самолет МС-21, получит в этом году 12,7 млрд рублей
Проект МС-21 реализуется с начала 2000-х, но серьезное госфинансирование началось в 2008 г.
Проект МС-21 реализуется с начала 2000-х, но серьезное госфинансирование началось в 2008 г. / Марина Лысцева / ТАСС

Самолетов SSJ100 в 2015 г. поставлено 25, а всего у эксплуатантов их 64, говорит представитель ОАК. У «Иркута», по словам его представителя, сформирован и проавансирован портфель твердых заказов на 175 МС-21. Предзаказ на 50 таких лайнеров разместил «Аэрофлот». МС-21 – перспективный самолет, превосходящий, по утверждению производителя, Boeing 737NG и семейство Airbus 320 по таким характеристикам, как, например, топливная эффективность, а «Аэрофлот» «исторически был стартовым заказчиком всех советских и российских самолетов», напоминает его представитель. Еще 50 самолетов заказал «Ильюшин финанс» – и надеется на скидку как один из первых заказчиков, говорит его представитель.

В 2016 г. федеральный бюджет израсходует 12,7 млрд руб. на работы по созданию самолета МС-21, говорится в проекте постановления правительства о внесении изменений в госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.» (опубликован на портале regulation.gov.ru). Ранее трехлетний бюджет на 2015–2017 гг. предусматривал на эти цели всего 5 млрд руб. Рост ассигнований вызван необходимостью завершить работы по проекту, говорится в проекте постановления. Другие статьи расходов – 4,4 млрд руб. на расширение семейства региональных самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100), 3,4 млрд руб. на скоростной вертолет – порезаны.

Всего государство потратит в 2016 г. на программу 52,9 млрд руб., т. е. на один МС-21 – 1/4 всей суммы.

Строитель МС-21 – корпорация «Иркут», входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Первый МС-21-300 вместимостью до 211 пассажиров поднимется в воздух уже в 2016 г., обещает представитель «Иркута». В проекте есть и иностранные участники; в самолете с российским двигателем доля российских комплектующих – свыше 60%, с американским – около 50%. Финансирование программы корректируется ежегодно, в том числе с учетом ситуации на валютных рынках и графика работ, говорит представитель «Иркута»: одно время корпорация отставала от графика, а сейчас наверстывает его.

Спрос будет

400 среднемагистральных самолетов эксплуатируется в России, а потребность авиаперевозчиков в них на ближайшие 20 лет – около 800 лайнеров, оценивает представитель «Иркута»

Появились «новые технологические решения и возможности, способные улучшить экономические показатели, надежность и безопасность» МС-21, поэтому самолет решили частично перепроектировать и пересертифицировать, объяснил представитель Минпромторга. Как только стало ясно, какие изменения нужны и какова их стоимость, в программу внесли изменения.

Проект МС-21 реализуется с начала 2000-х, но серьезное госфинансирование началось в 2008 г. и должно продлиться до 2022–2023 гг., сказал представитель «Иркута». Корпорация и смежники софинансируют проект на паритетных началах с государством – в том числе за счет кредита Сбербанка (линия на $504 млн), отмечает он. С тех пор как к проекту подключилось государство, оно вложило в него около 75 млрд руб., говорит человек, близкий к Минпромторгу.

МС-21 будет конкурентоспособен с Boeing 737 и Airbus 320 и в России, и на мировых рынках – с учетом курсовых разниц, считает представитель «Ильюшин финанс». Последние модели Boeing 737 и Airbus 320 дороже, а предыдущие – дешевле, чем МС-21, но скидки от каталожной цены могут достигать у всех производителей 40–50%, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Каталожная цена МС-21-300 – около $90 млн, уточняет сотрудник «Иркута». Техническое обслуживание ближнемагистрального SSJ100 (его производит корпорация «Сухой», также входящая в ОАК) занимает в разы больше времени, чем Boeing и Airbus, это сильно повышает расходы перевозчиков, признается менеджер российской авиакомпании.