США начали свободно экспортировать нефть и газ
Первые поставки пошли в Европу, хотя речь об использовании сырья в качестве оружия против России, как во время украинского кризиса, уже не идетАмериканские компании не стали долго ждать с началом поставок за рубеж сырой нефти, после того как 18 декабря власти США отменили 40-летнее эмбарго на ее экспорт. Хотя из-за того, что американская нефть WTI почти сравнялась в цене с североморской Brent, быстрого роста экспорта нефти пока не ожидается, в Европу уже отправились два танкера. Также стартуют первые поставки сжиженного природного газа: во вторник на терминал Cheniere Energy на побережье Мексиканского залива прибыл первый танкер, который будет загружен СПГ для доставки в Европу.
В начале марта 2014 г., еще до первых санкций, введенных Соединенными Штатами против России в связи с событиями в Крыму, некоторые американские политики стали говорить об использовании газа и нефти для поддержки союзников в Европе. Так, 4 марта Джон Бонер, тогдашний спикер палаты представителей конгресса, заявил, что нужно дать Европе возможность закупать американский газ: «Мы не должны заставлять наших союзников и дальше зависеть от [президента России Владимира] Путина в своих энергетических потребностях». США должны помочь Восточной Европе получать доступные энергоресурсы не из России, чтобы «противостоять ее влиянию и мощи, и для достижения этой цели мы должны быстро использовать меры энергетической дипломатии», заявил тогда же председатель комитета по энергетике и торговле палаты представителей Фред Аптон.
Страны Восточной Европы к тому времени уже реализовывали проекты по приему СПГ и теперь способны получать его. В Литве плавучий терминал «Независимость» теперь может доставлять СПГ в порт Клайпеды. Польша построила крупный СПГ-терминал около балтийского города Свиноустье. А в 2015 г. руководители Польши и стран Балтии договорились о строительстве в 2016-2019 гг. газопровода, который позволит Литве, Латвии и Эстонии получать из Польши газ и тем самым диверсифицировать поставки; это может укрепить их позиции на переговорах о цене газа с «Газпромом».
Сланцы на экспорт
С тех пор разговоры об использовании нефти и газа как оружия или средства дипломатии поутихли, а администрация Барака Обамы даже выступала против отмены эмбарго на экспорт нефти. Кроме того, падение цен на газ в Азии и Европе, а также длящийся более полутора лет обвал цен на нефть сделали их поставки из США коммерчески гораздо менее выгодными. Однако газ покупается по долгосрочным контрактам, поэтому экспорт по уже заключенным договорам продолжится. А с точки зрения европейских потребителей экспорт СПГ из США диверсифицирует поставки и повышает их надежность, отмечает Норберт Рюкер, начальник отдела анализа сырьевых рынков банка Julius Baer.
«Еще 10 лет назад запасы природного газа в США были истощены, и страна была на грани того, чтобы стать его главным импортером. Но предпринимательская изобретательность и сланцевая революция кардинально поменяли рыночную ситуацию, в результате чего за последние годы газ наводнил Северную Америку. Строительство еще четырех крупнейших терминалов позволит США к концу десятилетия стать третьим мировым экспортером СПГ после Катара и Австралии», – добавляет Рюкер.
Экспорт нефти и газа из США стал возможен благодаря сланцевой революции. Сначала она состоялась в секторе добычи газа, благодаря чему его цена упала с более чем $14 за 1 млн британских тепловых единиц (BTU) в 2008 г. до $2,4 сейчас. Затем компании, применяющие гидроразрыв пласта и горизонтальное бурение, научились поднимать на поверхность и более тяжелую нефть. В результате нефтедобыча в США выросла с менее 5 млн баррелей в день в 2008 г. до нынешних 9,2 млн баррелей (причем в апреле 2015 г. она достигала 9,6 млн баррелей), что стало определяющим фактором в ценовой ребалансировке мирового нефтяного рынка.
Первый танкер с нефтью компании ConocoPhillips вышел 31 декабря из Корпус-Кристи, штат Техас, на днях он должен прибыть в итальянский Триест, откуда нефть будет доставлена по трубопроводу на НПЗ в Баварии, принадлежащий Vitol и Carlyle Group. Второй танкер в начале января отправился с хьюстонского терминала компании Enterprise Product Partners в Марсель, затем нефть по трубопроводу будет транспортирована в Швейцарию. В долгосрочной перспективе, считают специалисты, Латинская Америка и Европа могут стать основными рынками для американской нефти, пишет The Wall Street Journal.
Медленно запрягают
Благодаря сланцевому буму инфраструктурные компании вложили миллиарды в новые трубопроводы, нефтехранилища и доки, поэтому нефть можно транспортировать со сланцевых месторождений на западе Техаса и в Северной Дакоте на НПЗ и в порты, расположенные в основном на побережье Мексиканского залива.
Сейчас с терминала оператора трубопроводов NuStar Energy в Корпус-Кристи можно грузить на танкеры до 400 000 баррелей нефти в день. При этом NuStar увеличивает погрузочные мощности в Техасе до 575 000 баррелей в день, рассказал WSJ вице-президент компании Дэнни Оливер. Другие компании также хотят наращивать отгрузку в Корпус-Кристи: по оценке аналитика RBN Energy Хаузли Карр, в августе 2014 г. отправка нефти из местного порта (в основном на американские и канадские НПЗ) на пике превышала 750 000 баррелей в день. Канадская Enbridge планирует потратить $5 млрд на строительство трех новых терминалов между Хьюстоном и Новым Орлеаном на побережье Мексиканского залива для экспорта американской и канадской нефти.
В ближайшие год-два спрос на топливо вырастет благодаря низким ценам на нефть и ее избыток на мировом рынке уменьшится, полагает гендиректор ConocoPhillips Райан Лэнс. Поэтому, по его прогнозу, в ближайшие пять лет экспорт нефти из США может достичь 2 млн баррелей в день. Это более 20% нынешней нефтедобычи в стране, поэтому потребуется построить много новых трубопроводов и терминалов.
США экспортируют легкую низкосернистую нефть, которая дороже импортной тяжелой нефти, для переработки которой оборудованы американские НПЗ, отмечает Скип Йорк из консалтинговой компании Wood Mackenzie. По его словам, она «больше подходит» для иностранных НПЗ (цитата по WSJ). Правда, норвежская или нигерийская нефть схожа по составу с американской, а эти страны расположены ближе к Европе и Азии, поэтому сейчас для покупателей она предпочтительнее, указывают аналитики RBN. Однако после расширения Панамского канала могут появиться новые торговые маршруты между Мексиканским заливом и Азией. В результате, как ожидается, небольшой поначалу экспорт из США со временем будет стабильно расти.
Перспективы для экспорта были бы лучше при цене $40-$50 за баррель, говорит Кен Медлок, старший директор Центра энергетических исследований Университета Райса в Хьюстоне. «В долгосрочной перспективе возможность экспорта нефти будет зависеть исключительно от цены», – утверждает он.
Газ на долгосрочную перспективу
Как и в случае с нефтью, резкое падение мировых цен на СПГ делает его экспорт из США коммерчески малопривлекательным, отмечает Рюкер. Цена его поставки в Японию и Южную Корею, по данным Argus, упала с почти $19 до $6,65 за 1 млн BTU. При нынешней цене газа в США плюс расходы на его сжижение в размере $3-3,5 и около $2 за 1 млн BTU на транспортировку экспортерам сложно получить прибыль. Аналогичная ситуация и с Европой, где цена в Великобритании с 2013 г. упала почти вдвое до $5,2. Однако, например, готовящаяся сейчас первая поставка с СПГ-терминала Sabine Pass компании Cheniere Energy пойдет по 20-летнему контракту, заключенному с британской BG Group в октябре 2011 г., сообщает Financial Times.
Министерство энергетики США получило 54 заявки на реализацию проектов по экспорту СПГ. Если они все заработают, США смогут поставлять за рубеж газ в объемах, сравнимых с 60% его добычи в стране. Однако пока заработал один, еще один Cheniere Energy реализует в Корпус-Кристи, также строятся еще три: Freeport LNG, Cameron LNG и Cove Point LNG. Все они подписали долгосрочные контракты на поставку, что гарантирует им стабильную выручку. Однако с конца 2014 г. потребители в Европе и Азии не спешат заключать новые договоренности.
Американские СПГ-проекты приведут к еще большему затовариванию рынка газа. По расчетам Bernstein Research, в ближайшие три года мировые мощности по его сжижению вырастут на 90 млн т в год, что соответствует примерно 35% нынешнего спроса. «Сжиженного газа на мировом рынке сейчас как грязи, а будет еще больше. Это оказывает понижательное давление на цены», – сказал FT Фрэнк Харрис из Wood Mackenzie.