Бутиковый онлайн-проект Farfetch вышел на российский рынок
Среди инвесторов проекта – Юрий Мильнер и Condé NastFarfetch, специализирующаяся на премиальных товарах, открыла представительство в России, оно займется развитием компании в странах СНГ и Прибалтике, рассказал «Ведомостям» основатель и исполнительный директор Farfetch Жозе Невеш. Сейчас российское подразделение отвечает за обслуживание клиентов, маркетинг, а в будущем может начать сотрудничать с российскими дизайнерами, уточнил Невеш, не раскрыв инвестиций.
Созданная в 2008 г. Farfetch работает с 300 бутиками в 32 странах – как известных люксовых брендов, так и начинающих дизайнеров. Оборот площадки за 2014 г., по ее данным, $300 млн, а в этом году ожидается $500 млн. В марте фонд DST Global Юрия Мильнера вложил в Farfetch $86 млн, среди других инвесторов проекта – издательская группа Condé Nast International, Vitruvian Partners и др. Доли инвесторов не раскрывались, а Farfetch сообщала, что в ходе последнего раунда инвестиций ее бизнес был оценен в $1 млрд.
В России Farfetch собирается инвестировать, в частности, в логистику, но не в ближайшем будущем, говорит Невеш. Компания хочет быть локальной, продолжает он, а инвестиции в России интересны из-за размера рынка, долгосрочных перспектив и устойчивого роста. Временное замедление роста (см. врез) представитель компании не считает препятствием: «Кроме того, мы решили выходить в Россию в этом году, так как в кризисное время покупатели намного быстрее переключаются на онлайн».
Рост в сети
570 млрд руб. составит оборот российской онлайн-розницы в 2015 г., прогнозируют РАЭК и Высшая школа экономики. Это на 20% больше, чем годом ранее. В предыдущие несколько лет оборот рос в среднем на треть.
Рынок товаров люкс более устойчив в кризис, в 2015 г. это будет единственный сегмент в одежде и обуви, который вырастет даже в штуках, соглашается гендиректор Y-Consulting Дарья Ядерная. В евро российский рынок люксовых товаров сократится в 2015 г. на 25% до 3,2 млрд евро, в рублях – на 2%, прогнозировала Bain&Co.
Одежда – это крупнейшая по количеству заказов категория в российской онлайн-торговле, на нее, по данным Data Insight, приходится 22% заказов за 2014 г. За 10 месяцев 2015 г. на онлайн-продажи люксовых товаров приходится 12,5% рынка в денежном выражении, оценивает Y-Consulting. И этот сегмент активно растет: покупатели таких товаров в интернете более молодые - как правило, до 35 лет, тогда как основная аудитория люкса – старше 40 лет, отмечает Ядерная: «Онлайн-продажи люксовых товаров растут во многом благодаря инвестициям в маркетинг, а также перетоку в интернет офлайн-покупателей».
Сейчас основные игроки в российской онлайн-торговле в люксовом и премиальных сегментах – зарубежные компании, говорит гендиректор Aizel.ru Юлиана Гордон: Net-a-Porter, Farfetch и др. Россияне за 2014 г. купили на зарубежных сайтах одежды, обуви и аксессуаров примерно на 0,5 млрд евро со средним чеком более $600, аудитория таких покупателей – почти 1 млн человек, оценивает Гордон. «И стратегическое направление роста – это российские регионы, за последний месяц мы отправляли товары в 147 российских городов», – добавляет она.
Fartetch конкурирует за российского покупателя фактически со всеми крупными онлайн-ритейлерами – как специализирующемся на люксовых товарах Aizel.ru, так и более массовыми Lamoda и Wildberries, говорит Ядерная. Она считает прямым конкурентом британского проекта именно Aizel.ru, который недавно получил инвестиции и тоже настроен на активный рост и развитие торговой площадки.
Сейчас на российский рынок у Farfetch приходится небольшая часть оборота – около $20 млн в этом году, говорит представитель компании. Средняя сумма заказа – более $500, в местной валюте она остается на уровне около 35 000 руб., уточнил Невеш. В среднем в мире чек у Farfetch – около $700.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)