Мультипоиск и мультибренд
Хосе Невес родился и вырос в центре португальской текстильной промышленности, городе Порто. Вся его семья занималась производством одежды. Теперь Невес одежду не производит, а продает и не в Порто, а в ЛондонеКазалось бы, работники интернет-магазина, который продает люксовую одежду от самых знаменитых независимых дизайнерских бутиков, должны быть сами одеты как модели. Но те, кто так думает, будут несказанно разочарованы внешним видом сотрудников штаб-квартиры компании Farfetch в Лондоне. В огромном помещении бывшей фабрики в лондонском районе Клеркенвелле, согнувшись над компьютерами, сидят люди в футболках, джинсах, клетчатых рубашках и спортивных штанах.
Органичный космополитизм
Возможно, дело в том, что Farfetch не просто помогает дизайнерам найти красивую, оригинальную одежду и выводит на международный рынок маленькие бутики. Это еще и высокотехнологичная компания. Подобно таким торговым интернет-площадкам, как eBay и Amazon, компания Farfetch росла очень быстрыми темпами, набрав за короткое время огромное количество покупателей и продавцов. За каких-то семь лет Farfetch стала интернет-ресурсом, которым пользуются около 300 независимых дизайнерских бутиков от Сан-Паулу до Милана. Клиенты компании разбросаны по всему миру. Более половины их живет за пределами США и Великобритании. Многие родом из Бразилии, Китая и Австралии.
Нет смысла наряжаться на работе, заявляет с ходу основатель компании Хосе Невес, выныривая из-за стеклянной двери одной из переговорных. Он сам тем не менее не слишком строго следует этому правилу. 39-летний предприниматель выглядит моложе своего возраста. Он одет так, будто собирается выходить на подиум: стильная рубашка, зауженные брюки и ботинки дизайнерского фасона. В ответ на недоуменный взгляд он улыбается и заверяет, что одет в вещи, купленные через собственный сайт, чтобы протестировать таким образом уровень обслуживания в компании. «Вообще-то я не так помешан на покупке модных вещей, как моя жена. Я отношусь к шопингу как большинство мужчин - более прагматично. Обычно я иду в магазин, когда знаю, что мне нужна конкретная вещь», - объясняет он.
В режиме роста
Farfetch построена на основе новой бизнес-модели, которая объединяет в себе мир моды и новые технологии. В Лондоне таких компаний становится все больше. Ведь этот город - один из нескольких мировых центров, где процветают обе отрасли. В 2013 г. объем продаж Farfetch составил 180 млн фунтов стерлингов ($300 млн), что в два раза превысило аналогичные показатели предыдущего года. Выражаясь языком инвесторов высокотехнологичной сферы, компания находится сейчас в «режиме роста». Это выражение употребляется в отношении бизнеса, который все еще несет убытки, но рассчитывает захватить первым большую долю рынка. Среди инвесторов Farfetch - крупнейшие в Европе венчурные фонды, работающие в сфере технологий, Advent Venture Partners и Index Venture. Еще один инвестор - Conde Nast, в инвестиционном портфеле которого есть журнал Vogue.
Невес уже привык по три раза за месяц летать в разные страны на встречи с владельцами бутиков, которые решили продавать свою одежду через Farfetch. Компания так быстро расширяет штат, что Невес не знает, сколько человек сейчас числится в его лондонском офисе. «Всего в Лондоне, Португалии, США и Бразилии у нас работает 380 человек. Здесь же, в лондонском офисе, сидит, по моей оценке, примерно 80 сотрудников», - говорит он.
Компьютер без игр
Невес вырос в Порто, втором по величине городе Португалии и региональном центре текстильной промышленности. Его родные и друзья занимались производством одежды. «У моего деда была обувная фабрика», - рассказывает предприниматель. Сам он с детства хотел открыть собственный бизнес. Кроме того, уже в восемь лет мальчик научился самостоятельно писать компьютерные коды. Родители купили ему на Рождество компьютер ZX Spectrum, не зная, что в его программе нет игр. «Сначала я был разочарован, но потом понял, что личный компьютер - удивительная вещь», - вспоминает Невес.
Свой первый бизнес Невес запустил в 1994 г. Это была компания Grey Matter, которая разрабатывала компьютерные программы для производителей одежды. В те годы Невес учился на экономическом факультете Университета Порто.
Позже молодой предприниматель решил заняться дизайном обуви. В 1996 г. он переехал в Лондон и открыл магазин Swear в Ковент-Гарден. «Я сидел в кафе и наблюдал за прохожими, разглядывая их одежду и обувь. Потом я взял карандаш и стал набрасывать эскизы новой коллекции», - вспоминает он. Так появился бренд B Store, который в 2006 г. получил британскую национальную премию за заслуги в сфере моды.
Идея открыть Farfetch родилась в 2007 г. Маленькие магазинчики модных вещей типа его собственной модной лавки пользовались большим спросом у клиентов. Многие их владельцы мечтали получить признание в интернете. Вот тогда Невес и подумал: почему бы не создать для всех один сайт? В результате он открыл бизнес, который не был розничной компанией в чистом виде, как, например, Net-a-Porter, или просто торговой площадкой, как еBay. Farfetch позиционировала себя как интернет-витрину обычных уличных магазинов.
«Мы не закупаем товар», - объясняет Невес. «Чтобы купить товар и построить склады, нужны дополнительные деньги. Кроме того, вместе с новым имуществом появляются новые риски. А это значит, что в определенный момент рост компании замедляется, так как риски все время растут. У нас таких ограничений нет», - говорит он.
Европейские корни
Несмотря на то что офисы продаж Farfetch расположены повсюду, от португальского Порто до калифорнийского Серритоса, Невес говорит, что ключ к успеху компании - европейские корни. «Высокотехнологичные инновации в мире моды появились в Европе. Например, модель flash-sales (распродажи отдельных товаров с большой скидкой в ограниченный период времени) была французским изобретением. А впервые продавать в интернете одежду класса люкс начала британская Net-a-Porte», - поясняет предприниматель.
Невес планирует запустить сайт на китайском, японском и русском языках. Лондон, говорит он, удивительный город. Здесь можно найти и китайцев, и японцев, и русских с опытом работы в интернет-бизнесе. Конечно, есть Берлин и Стокгольм, но Лондон притягивает амбициозных основателей, потому что здесь больше возможностей для поиска инвестиций и новых контактов.
Тем не менее доля Великобритании в общем объеме продаж компании - всего 10%. А азиатские рынки растут быстрыми темпами. «Возможно, сейчас нас воспринимают как европейцев. Но думаю, что в будущем мы станем поистине космополитичной компанией», - заключает Невес.