Долю «Дикси» в сети алкомаркетов «Бристоль» выкупил партнер Кесаева
Треть сети оценена в 1,83 млрд рублейРоссийский продовольственный ритейлер ГК «Дикси» избавился от доли в сети алкогольных магазинов «Бристоль», следует из сообщения группы. Ее структура - «Дикси Юг» совершила сделку обратной продажи 33% уставного капитала ООО «Альбион-2002», которая управляет сетью «Бристоля», отмечается там же. Долю для продажи оценивала та же компания, что и ранее для покупки - ООО «Бейкер тилли русаудит». Согласно ее оценке, 33% сети алкомаркетов стоят 1,83 млрд руб. Весной 2015 г. «Дикси» приобрела 31,8% долей сети «Бристоль» за 1,78 млрд руб.
Покупателем стал один из акционеров группы компаний «Меркурий», сообщила «Дикси». Два источника «Ведомостей», близкие к ритейлеру и его акционерам, говорят, что долю выкупил партнер основного владельца «Меркурия» Игоря Кесаева - Сергей Кациев. Представители «Дикси» и «Меркурия» от комментариев отказались. Представитель «Бристоля» был недоступен для оперативного комментария вчера вечером.
По данным журнала Forbes, Кесаев занимает 34-е место с состоянием $3 млрд в рейтинге самых состоятельных россиян в 2015 г., Кациев — 69-е с $1,2 млрд.
Кациев был одним из идеологов создания сети специализированных алкогольных магазинов, напоминает один из собеседников «Ведомостей», и, скорее всего, «Бристоль» снова отойдет ему. На конец 2015 г. в сеть алкогольных магазинов по планам ее менеджмента будет входит около 2000 точек.
До весенней сделки с «Дикси» 98,8% компании «Альбион-2002» принадлежали через Megapolis Holdings (Overseas) Limited Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, владельцам крупнейшего табачного дистрибутора в стране - группе «Мегаполис». Также предприниматели контролируют и 54,42% «Дикси».
История партнерства
Игорь Кесаев основал «Меркурий» в 1991 г., компания начинала как импортер табачных изделий. Семь лет спустя, в 1998 г., Кациев основал «Мегаполис». Бизнесмены могли познакомиться в МГИМО: оба закончили этот вуз, а Кациев преподавал там в годы обучения Кесаева, рассказывал ранее знакомый одного из акционеров «Мегаполиса». «Мегаполис» и «Меркурий» объединились в 2006 г., но они и до этого были «дружественными компаниями», добавлял он. Основными активами «Меркурия» помимо «Мегаполиса» и «Дикси» представитель группы ранее называл ОАО «Турбохолод» (агрегаты для нефтегазовой промышленности), «Меркурий девелопмент» (башня «Меркурий-тауэр» в «Москва-сити»), Горевский ГОК (добыча и переработка свинца и цинка) и завод им. В. А. Дегтярева (гражданская и военная техника от зенитных комплексов и пулеметов до мопедов).
В конце 2013 г. по 20% в «Мегаполисе» купили производители сигарет Japan Tobacco Inc и Philip Morris International, каждая доля была оценена в $750 млн, а весь дистрибутор - в $3,75-4,25 млрд. Именно с этой сделкой связано решение о продаже «Бристоля», поясняет источник, близкий к акционерам. «Был ряд условий, они и выполняются», - добавил он, не уточнив деталей.
Ранее менеджмент «Дикси» объяснял покупку трети сети алкомаркетов тем, что это подтверждает «готовность наращивать масштабы и эффективность розничного бизнеса, в том числе за счет расширения линейки форматов» - такие слова президента ГК «Дикси» Ильи Якубсона приводились в сообщении группы в мае этого года.
Предполагалось, что консолидация пройдет в три этапа: после приобретения 32% к середине 2015 г. «Дикси» собиралась консолидировать 60%, а затем в 2016 г. и остальные доли в сети алкогольных магазинов.
Однако к осени ситуация изменилась. «Рынок сильно изменился, и я не исключаю любое развитие событий с «Бристолем». Сделка может состояться, а может и не состояться», – заявил в сентябре Reuters Якубсон.
В ноябре Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что запросила у «Дикси» данные, которые позволили бы оценить, есть ли риски для конкуренции при покупке «Бристоля». Однако ритейлер таких данных службе не предоставил. В результате, ФАС отказалась согласовать сделку по увеличению доли «Дикси» в «Бристоле».
Для «Дикси» сейчас гораздо важнее успех процессов операционного преобразования, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. На рынке сложная ситуация для всех игроков и через кризисы корпоративного управления в той или иной степени прошло большинство компаний сектора, отмечает она. В ноябре выручка«Дикси» выросла на 17,9% до 23,5 млрд руб., хотя в октябре доходы ритейлера выросли быстрее – на 19,2% до 23,2 млрд руб.
Поскольку «Дикси» не может консолидировать этот актив, она была ограничена в возможностях его развивать, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, сохранение доли в «Бристоле» отвлекало бы «Дикси» от решений стратегических задач.
В подготовке статьи участвовала Полина Гриценко