«Дикси» снижает градус
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказала крупному российскому ритейлеру «Дикси» в покупке сети магазинов алкоголя «Бристоль», говорится в материалах ФАС. Структуры «Дикси» не представили имеющиеся у нее и запрошенные службой сведения, которые позволили бы ФАС решить, есть ли риски ограничения конкуренции у этой сделки. Какие именно данные были запрошены, служба не уточнила.
Представитель «Дикси» отказалась комментировать решение ФАС и его причины. «Вопрос о дальнейших действиях в ближайшее время будет рассмотрен советом директоров», – добавила представитель группы Екатерина Куманина.
Ранее «Дикси» давала понять, что может отказаться от этой сделки. Президент «Дикси» Илья Якубсон говорил Reuters, что сделки может не быть: «Ситуация сильно изменилась, рынок сильно изменился, и я не исключаю любое развитие событий с «Бристолем». Якубсон добавлял, что акционеры «Дикси» решат, продолжать ли сделку после получения от ФАС ответа на ходатайство.
Весной 2015 г. «Дикси» уже заплатила за 31,8% долей «Альбион-2002» (управляет «Бристолем») 1,78 млрд руб. Тогда Якубсон отмечал, что покупка «Бристоля» говорит о готовности «Дикси» наращивать размеры и эффективность бизнеса.
Минорная инициатива
Одними из инициаторов поглощения группой «Дикси» сети «Бристоль» были миноритарные акционеры, Prosperity Capital Management, говорил ранее директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «Мы считаем, что конфликт интересов между «Дикси» и «Бристолем» необходимо устранить», – пояснял он ранее «Ведомостям». В пятницу Кривошапко не смог прокомментировать отказ ФАС одобрить слияние двух компаний.
В «Бристоль» входит, по данным его сайта, более 1800 «магазинов у дома», специализирующихся на продажах алкоголя и табачной продукции. У «Дикси» и «Бристоля» общие акционеры. «Альбион-2002» через Megapolis Holdings (Overseas) Ltd. принадлежит Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, владельцам крупнейшего в России табачного дистрибутора – «Мегаполис».
Предполагалось, что консолидация пройдет в три этапа: после приобретения 33% к середине 2015 г. компания собиралась консолидировать 60%, а затем – в 2016 г. – и остальное. Сделка позволит «Дикси» получать более выгодные условия у поставщиков нескольких категорий товаров (алкоголь, табак, сопутствующие им товары), но есть и негативные стороны – например, отвлечение от основных задач бизнеса, рассуждал более месяца назад Якубсон.
Синергия «Дикси» и «Бристоля» «не совсем очевидна», полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. А учитывая, что конкуренция в рознице ужесточается и «Дикси» есть над чем работать, сейчас не лучшее время для приобретения, рассуждает Бурмистров.
Во 2-м полугодии выручка «Дикси» начала замедлять рост В августе 2015 г. продажи приросли на скромные 12,9% год к году, в июле – на 11,6%. «Дикси» очень агрессивно вводила собственную торговую марку, отведя под нее слишком большую долю на полках, считает Бурмистров: «Потребители почувствовали сокращение ассортимента, а конкуренты наращивали активность».
За последние два месяца «Дикси» удалось ускорить темп роста: октябрьская выручка увеличились на 19,2% до 23,2 млрд руб. после роста на 17% за сентябрь. Если в ноябре и декабре компании удастся поддержать темп, за весь год продажи вырастут соответственно верхней границе прогноза менеджмента (16–20%), оценивают аналитики «ВТБ капитала».
В отчетности «Дикси» по МСФО за 1-е полугодие 2015 г. сказано, что на долю группы в убытке «Бристоля» («Альбион-2002») пришлось 54,36 млн руб., т. е. весь убыток приобретаемой сети составил более 163 млн руб. «Дикси» сможет сохранить 33% «Бристоля», пока не станет ясно, как будет развиваться ситуация на рынке, считает Бурмистров: такая доля не оказывает существенного влияния на финансовые показатели группы.