Конфронтация с Турцией может больно ударить по российскому автопрому

Турция – крупный производитель автокомпонентов
Конфронтация с Турцией может больно ударить по российскому автопрому
Конфронтация с Турцией может больно ударить по российскому автопрому / М. Стулов / Ведомости

Альянс «АвтоВАЗ»-Renault-Nissan в целом нормализовал поставки турецких автокомпонентов для своих автозаводов в России, рассказали «Ведомостям» во вторник три человека, близких к альянсу. Для этого потребовались многочисленные обращения, в том числе в Федеральную таможенную службу, Минпромторг, поясняет один из них. Но сохраняются сложности с деталями из Турции, которые нужны для автокомпонентных компаний в России, – они не могут пройти таможенный контроль уже несколько дней, говорят два источника. Это, к примеру, касается деталей для российского производства Valeo (для выпуска систем сцепления) и группы ДСК (для производства бензобаков), знает один из них. Источник, близкий к ДСК, это подтвердил, уточнив, что проблемы возникли и у совместного предприятия ДСК с Plastic Omnium. Представитель Valeo на вопросы не ответил. Есть сложности и с ввозом оборудования для автопрома, добавляют два собеседника. О сложившейся ситуации власти проинформированы, говорят источники.

«Мы находимся на связи со всеми вовлеченными госорганами, – сказал представитель Nissan. – На данный момент вопрос решается, достигнут существенный прогресс. Риск того, что ситуация может повлиять на производство, минимальный». У Renault пока нет перебоев с поставками комплектующих из Турции, сказал представитель компании. Представитель «АвтоВАЗа» отказался от комментариев.

Автокомпоненты из Турции

«Сила Турции – это производство автокомпонентов. Более 4000 предприятий малого и среднего бизнеса, 200 000 сотрудников. Экспорт в 2010 г. – более $6 млрд в 180 стран», – рассказывал на конференции «Автоэволюция» Эврен Беленлиоглу из Ассоциации экспортеров автомобильной промышленности Турции. По данным ФТС, в 2014 г. из Турции в Россию было ввезено автомобилей и автокомпонентов на $698,6 млн.

Автокомпонентов нет в списке продукции, запрещенной для ввоза из Турции (опубликован во вторник, перечень касается агропрома). Но таможенная служба не получала скорректированных указаний, знают два собеседника «Ведомостей». Никаких указаний о снятии «профиля риска» на турецкие товары пока не было, подтверждает юрист, консультирующий таможню. У некрупных и мелких компаний проблемы огромные, рассказывает он, особенно тяжелая ситуация в Новороссийске, Петербурге и Центральном регионе. По его словам, многие получатели заявляют режим реэкспорта, некоторые отказываются от поставок из Турции. Получить компенсации все равно не получится, говорит он, а платить за хранение товаров на складе придется. Сначала компании выплачивают по 200 евро за контейнер за проверку в инспекционно-досмотровых комплексах, еще от 15 000 до 150 000 руб. в день стоит аренда склада, где хранятся товары, поясняет собеседник.

Если проблему с поставщиками не решить в ближайшее время, то, к примеру, «АвтоВАЗ» может приостановить выпуск машин уже в эту пятницу, чтобы не делать некомплектные машины, предупреждает один из источников «Ведомостей». При этом остаются риски, что список продукции из Турции, запрещенной для ввоза в Россию, будет расширен, замечает он. В частности, по его информации, помимо прочего обсуждается возможность запрета ввоза автомобилей из Турции (самая популярная модель – Toyota Сorolla). Ассоциация европейского бизнеса отправила письмо на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова с просьбой не ограничивать поставки из Турции автокомпонентов и автомобилей. Представитель Шувалова сказал, что письмо получено и находится в проработке.

Источники «Ведомостей» надеются, что чиновники не станут запрещать ввоз автокомпонентов из Турции, а также оснастки и оборудования. Ведь это сильно ударит по самому российскому автопрому – заводы не смогут быстро найти новых поставщиков, объясняют они. Это может привести и к удорожанию компонентов, добавляет аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Представители Volkswagen, «Камаза», группы ГАЗ (часть комплектующих закупает в Турции, в этой же стране есть сборка «Газель Next») на вопросы «Ведомостей» не ответили. Проблем с поставками комплектующих и готовых машин из Турции пока нет, говорит представитель Toyota. Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Что везут в Россию из Турции