Государство не бросит автопроизводителей
Но господдержка может сократиться на четверть в следующем годуВ январе, как, собственно, и в этом году, мы вернемся к вопросу о поддержке спроса [на автомобили]», – передал в среду «Интерфакс» слова министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. По его словам, окончательных решений нет, но министерство внимательно следит за автопромом, поскольку он является «наиболее мультипликативным и очень существенным индикатором здоровья в целом промышленности и экономики».
У Минпромторга уже есть предварительная оценка требуемых в следующем году мер господдержки и объемов их финансирования, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух автоконцернов. По их словам, о своей позиции представитель министерства сообщил недавно на заседании антикризисной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. В итоговом протоколе заседания указано: одобрить «в основном» проект программы поддержки автопрома на 2015–2016 гг. Меры предполагается финансировать из фонда, который придет на смену антикризисному, поясняют собеседники «Ведомостей».
Самая важная для автопрома мера поддержки – программа обновления парка. Она действует в России с осени 2014 г.: государство субсидирует скидки на новые машины – от 40 000 до 350 000 руб. в зависимости от типа машины и схемы сдачи старого автомобиля (утилизация или trade-in). В общей сложности в 2015 г. на эту программу будет выделено 22,5 млрд руб., следует из проекта постановления правительства на сайте regulation.gov.ru. В следующем году сумма будет немного меньше – около 20 млрд руб., поясняют источники «Ведомостей». Условия предполагается сохранить, добавляет один из них.
Но может измениться схема распределения средств программы между автопроизводителями. Например, к текущим критериям добавится показатель уровня локализации, продолжает он. По его словам, это приведет к сокращению числа получателей, поэтому и предполагаемая на 2016 г. сумма меньше.
«АвтоВАЗ» вернул скидки
«АвтоВАЗ» в октябре сократил вдвое размер скидок по программе обновления автопарка (до 20 000–25 000 руб.), чтобы растянуть выделенные для него лимиты на более длительный период, но с 11 ноября их вернул на прежний уровень. Причины две: усиление падения продаж и подтверждение господдержки отрасли в 2015 и 2016 гг., поясняет человек, близкий к компании.
Сопоставимым или таким же может быть и финансирование в 2016 г. других мер господдержки спроса на рынке – льготного автолизинга (около 5 млрд руб. в этом году), льготного автокредитования (1,5 млрд руб.) и субсидирования закупки регионами газомоторной техники (3 млрд руб.), продолжают собеседники. А вот использовать в следующем году такой инструмент стимулирования спроса, как дополнительные закупки автомобилей органами власти, Минпромторг не предполагает (11,3 млрд руб. в 2015 г.), отмечают источники. По их словам, основная причина – дефицит бюджетных средств.
Сохранить поддержку на уровне 2016 г. Минпромторг просили крупнейшие автопроизводители, ссылаясь на продолжающееся падение продаж. В январе – октябре 2015 г. рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 33,6%. Причем в октябре ситуация ухудшилась – продажи рухнули на 38,5%. Производство легковых машин за 10 месяцев упало на 23,2%, в октябре – на 11,4%, по данным Росстата. Чтобы не работать на склад, Ford Sollers, к примеру, остановит почти на два месяца (с учетом новогодних праздников) два своих крупнейших завода, а части сотрудников на предприятиях в Ленинградской области предложили уволиться по соглашению сторон. Nissan с весны 2016 г. введет на заводе в Санкт-Петербурге одну рабочую смену вместо двух и сократит около 500 рабочих мест.
«Мы считаем, что меры по поддержке автопрома необходимы и в следующем году, так как, возможно, рынок будет в них нуждаться даже больше, чем в этом», – говорит представитель группы Volkswagen. «Поддержка государства как минимум в том же объеме необходима в 2016 г.», – замечает представитель Ford Sollers. «Мы крайне позитивно воспринимаем поддержку государства. В условиях падающего автомобильного рынка она имеет крайне важное значение», – отмечает представитель Nissan.
«Мы положительно относимся к поддержке спроса. Без нее рынок просел бы еще больше», – говорит представитель «Камаза». По его оценке, в 2016 г. рынок при господдержке останется на уровне текущего года. Так же считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Без поддержки он может упасть на 5–10%, прогнозирует он.
Минэкономразвития «в принципиальном плане не возражает против продления мер государственной поддержки спроса на автомобильную технику на 2016 г.», говорит представитель министерства. Рассмотрение вопроса по существу целесообразно в I квартале 2016 г., добавляет он.
Представители Минпромторга и Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответили.